Содержание
О знахарях, травниках, целителях и лекарях
Довольно часто случалось видеть различные объявления навроде этого: «Как найти хорошего знахаря, чтобы снять сглаз и порчу, а то совсем здоровья нет?» и похожие. Из самой постановки таких вопросов видно, что люди не очень хорошо себе представляют, кто такие знахари и травники, и чем именно они занимаются.
Так как людям свойственно заблуждаться даже в простых вещах, то, думаю, стоит посвятить некоторое время тому, чтобы досконально разобраться в точном значении слов «Знахарь», «Травник» – и в их отличии от многих других слов и профессий или родов деятельности, которые обозначаются другими словами. Если мы разберёмся с этим и начнём чётко различать, кто есть кто, и не путать одних с другими, то после этого нам будет проще судить о предмете обсуждения.
Итак, рассмотрим, кто есть кто:
– гадалки, у них профессия гадать, а не лечить;
– ворожеи, ведуны, «маги», «колдуны», «вуду» и т.п. – это те, кто лечит (или пытается лечить) ритуалами, заклятиями, заклинаниями, амулетами, оберегами, талисманами и прочими похожими вещами. Думается, что в этой группе количество шарлатанов будет наибольшее;
– «ясновидящие», «телепаты», это люди, которые могут видеть скрытое настоящее или предсказывать будущее. Но их область – это не лечение. Думаю, что такие на самом деле есть, но их очень и очень мало – настоящих;
– шаманы, это жрецы и хранители знаний и религиозных воззрений различных народностей. Которые, в том числе, также обладают знаниями в своей народной медицине и могут лечить людей различными способами. Думаю, сюда же можно отнести и волхвов;
– «экстрасенсы» и «биоэнергетики», это русские слова-новоделы, обозначающие, по сути, то, что в китайской культурной традиции называется «лечебный китайский цигун» или «лечение исходящей энергией Ци». Настоящие китайские мастера цигуна им действительно лечат. Но вот насчёт действенности наших доморощенных «биоэнергетиков» и «экстрасенсов» у меня лично есть большие сомнения;
– хилеры, под которыми обычно имеются в виду «филиппинские» хилеры – это те, кто руками «извлекают» из тела болезни или руками «делают» операции. Я лично в это не очень верю, хотя до конца не исключаю, что может такое быть и на самом деле;
– хиропрактик, это лечащий мануальным воздействием (руками) на опорно-двигательный аппарат и позвоночник пациента;
– костоправ, это тот, кто мануальными методами, руками, вправляет позвонки;
– гомеопат, это врач, который лечит очень маленькими дозами трав или лекарств;
– фитотерапевт, это врач конвенциональной (традиционной) медицины, интересующийся лечением травами;
– целители, это люди, которые лечат (или пытаются лечить) словами (или заговором), исходящими от них мыслями, прикосновениями или наложением рук. Между шарлатанами, каковых, среди них там немало, думаю, что там есть также и настоящие целители – а узнать, кто из них настоящий, кто нет, можно только по результатам их деятельности.
К целителям можно причислить и священнослужителей, что могут лечить молитвами, словами, разговором или наложением рук. К целителям я бы также причислил и тех пресловутых бабок, что заговаривают недуги словами, заговорами, в том числе и молитвами.
Под словом «Целитель» я бы вообще понимал человека, лечение которого помогает пациенту – вне зависимости от того, каким именно способом он своих пациентов лечит.
А теперь попробуем разобраться, кто такие знахари и травники. Это лекари, которые лечат травами, отварами трав. То есть, это старинная народная травяная медицина.
Это та медицина, которой на протяжении многих поколений и веков народ лечился и на Руси, и во всех других странах по всему миру.
Сюда же, по сути, можно отнести и китайскую травяную медицину, и тибетскую медицину, и индийскую Аюрведу, а также все прочие древние и современные травяные медицины.
Раньше, до наступления эры химии, то есть это где-то примерно до второй половины ХIХ века, все врачи были тем, что сейчас называется «знахарями» и «травниками». И лечили они, в основном, травами или отварами трав.
Различие между травником и знахарем, думаю, в том, что «травниками» были городские врачи, а «знахарями» – сельские. Поэтому, по сравнению со знахарем, травник более образован и более опытен в области траволечения.
То есть, знахари и травники – это то же самое, что и лекари, и это то же самое, что понималось раньше – до возникновения так называемой “современной медицины” – под словом “врач”.
Все известные врачи Древнего мира, Средневековья, Ренессанса, Просвещения и Нового времени попадают под это определение, и они все были в современном понимании по сути знахарями, травниками и лекарями.
В их число входили Гиппократ, Эмпедокл, Гален, Авиценна, Парацельс, Рабле, Линней и все остальные врачи тех времён.
Теперь, немного упорядочив группы различных людей, которые занимаются может и близкими, но всё-таки разными вещами, и вернувшись к тому нашему объявлению «Как найти хорошего знахаря, чтобы снять сглаз и порчу, а то совсем здоровья нет», можно сказать, что насчёт порчи и сглаза к знахарям точно не надо обращаться. А вот насчёт лечения травами обратиться к ним – это как раз по адресу.
***
Также для многих верующих людей стоит вопрос очень важный – как смотрит религия на траволечение, и не будет ли греха в лечении своих недугов у знахарей и травников? Специально для этих людей мы посмотрим, что говорит о траволечении, травниках и знахарях высший авторитет – Священное Писание:
Источник: http://lituva.com/travolechenie/znahar-travnik-lekar
Народное лечение травами и растениями
Лечение травами (траволечение) или в современном понятии — фитотерапия — это метод лечения тех или иных заболеваний организма человека с помощью различных лекарственных растений, сборов трав, отваров, настоек и т. п., а также медицинских препаратов на их основе.
https://www.youtube.com/watch?v=-06yy74pMuA
В нынешнее время цивилизация шагнула так далеко, что полки в аптеках буквально ломятся от препаратов любой лекарственной направленности. Но средства современной фармацевтики, сколь дорогими и передовыми они ни были — не гарантированное благо для человека.
Удостоверяясь фактами и статистикой, заметим, что, во-первых, множество лекарств, как говорится «Одно лечат, а другое калечат». Во-вторых, нет стопроцентной вероятности благополучного исхода болезни и выздоровления.
В-третьих, множество необходимых и действенных препаратов находятся в высокой ценовой категории, недоступной многим людям. В четвертых, не станем забывать о современном искусстве маркетинга и фармацевтического бизнеса.
Но, из этих фактов, вовсе не следует, что нужно отрицать современные методы лечения, достижения науки, медицины и советы лечащего врача. В этой статье мы поведаем о народном лечении травами о его преимуществах и недостатках.
История фитотерапии
Издавна в своих нуждах люди прибегали к помощи природы, в том числе и к целебным свойствам трав. Еще в Cвященном Писании говорилось о том, что Бог дал человеку болезни и дал травы, чтобы их излечить. В природе есть все, что нужно человеку для жизни и для ее благополучного поддержания.
Лечение травами уходит в глубокую древность. О лечебных, энергетических и магических свойствах трав людям было известно более 3000 лет назад. Еще в древнем городе Шумер, археологам удалось найти доказательства применения трав в качестве лекарственных средств.
Одним из первых мыслителей и врачевателей, изучившим лечебные свойства трав был древнегреческий «отец медицины» Гиппократ. В своих трудах мыслитель описал около 240 видов лекарственных растений.
Позднее у разных народов, стран стали составляться особые сборники по травам, именуемые «травниками» и соответственно в каждом народе или том или ином племени был свой травник-целитель.
Травник-целитель — это человек, знающий лечебные свойства множества трав, их разновидности, рецепты травяных сборов, приготовления настоев, отваров, время и место сбора лекарственных растений и условия их хранения.
На Руси во времена Петра 1 народное лечение травами приобрело официальное значение. И по указу императора было велено разводить специальные огороды с «зелейными травами» и продавать их в новоиспеченных аптекарских лавках.
В современном мире лечение травами продолжает использоваться и называется теперь фитотерапией. Фитотерапией занимаются многие ученые медики, получившие образование в такой области натуропатии, изучая взаимодействие и влияние тех или иных растений на организм человека.
Преимущества лечения травами и растениями:
— Лекарственные травы и растения при правильном подборе безопасны для человека и могут применяться длительное время.
— Лечебные растения и травы, в отличие от синтетических препаратов, мягко и гармонично воздействуют на организм человека.
— Фитопрепараты — лучшие средства для профилактики различных заболеваний и укреплении иммунитета.
— Лечебные травы и растения благотворно воздействуют сразу на несколько органов и систем жизнедеятельности человека. После их применения, в отличие от медикаментозных препаратов, не требуется восстановительная терапия или уделение внимания таким органам, как кишечник и печень, страдающим при длительной терапии таблетками.
— Ценовая категория трав, фитосборов, настоев и т. п. доступно большинству людей.
— Повышенная эффективность при лечении легких форм заболеваний организма.
Недостатки народного лечения травами:
— Лечение травами в отличие от синтетических медикаментов требует более длительного курса лечения, воздействие его происходит постепенно.
— Трудность в определении индивидуальной дозы.
— Самолечение растениями и травами чревато отравлениями и осложнениями. Необходимо найти опытного травника, знахаря, целителя или прибегнуть к достоверным источникам литературы по траволечению.
— Лекарственные травы необходимо собирать в определенный для каждой разновидности растения период времени.
— Правильность хранения и приготовления растительного сырья.
К счастью, в народе есть и давно себя зарекомендовали, передающиеся из поколения в поколение, знания о лечебных свойствах тех или иных растений, которыми успешно пользовались и пользуются до сих пор наши бабушки и дедушки, мамы и папы.
banner_ydacha_dengi_old
К примеру, все мы знаем, что при сухом кашле помогает настойка солодки, а для облегчения дыхания во время простуды помогут препараты с эвкалиптом.
Для укрепления иммунитета и придания сил во время простудной хвори лучшим иммуномодулятором будет экстракт эхинацеи или корня женьшеня. Плоды шиповника, так же как и клюква полезны для поднятия иммунитета, укрепления и очищения мочеполовой системы.
А успокоиться поможет — чай с ромашкой, мелиссой, зверобоем или мятой. И еще можно долго перечислять эти известные практически в каждом доме полезные свойства растений.
Осторожность требуется лишь в индивидуальной дозировке и реакции организма на то или иное растение, во избежание аллергических реакций. А также не стоит самостоятельно экспериментировать с отварами, сборами, смесями и настоями.
Заручитесь для начала проверенными знаниями и достоверной литературой. Помните, что народное лечение травами и растениями, помогает в профилактических целях и при спокойном течении болезни.
В случае острой фазы заболевания немедленно обратитесь к врачу и согласуйте с ним все методы лечения и применяемые лекарственные средства.
Источник: https://whitekarma.ru/artview/narodnoe-lechenie-travami-i-rasteniyami
Траволечение (знахарство)
С незапамятных времен наши Пращуры ведали тайну целебных трав и пользовались этими знаниями, леча разного рода болезни. Таких людей издревле на Руси звали: знахарями, шептунами, ведунами.
Знахарь — это деревенский лекарь, умеющий врачевать недуги и облегчать телесные страдания не только людей, но и животных.
В народе верят, что не стоит доверять силе целебных снадобий, если они не наговорены заранее или не нашептаны тут же, на глазах больного, так как главная сила врачевания заключается в словах заговора, а снадобье служат лишь успокоительным средством.
Поэтому и зовут знахарей «шептунами», именно за те заговоры или таинственные слова, которые шепчутся над больным или над целебными снадобьем.
Заговоры воспринимаются или устно, от учителя, или из записей, широко распространено среди грамотного сельского населения под названием «цветников», «травников», «лечебников».
Производится заговор шепотом, чтобы не услышал непосвященный человек (иначе заговоры не имеют никакой силы) и чтобы остались они неотъемлемой собственностью одних только знахарей. Сопровождается заговоры различными движениями рук, чтобы удержать силу слов, или, как говорится, «запечатать замок ».
Знахарь, как и весь деревенский русский мир, глубоко убежден, что всякая болезнь есть живое существо. С ней можно разговаривать, обращаться к ней с просьбами или приказаниями.
Бесконечное разнообразие знахарских приемов и способов врачевания, составляющие целую науку народной медицины, сводится, в конце концов, к лечению травами.
В народной медицине в качестве лекарственного сырья используют разные, но у каждого растения строго определенные органы и части, в которых накапливаются те или иные биологически активные соединения, определяющие целебные свойства этого сырья.
Важно, чтобы заготовки велись в строго определенное время. Обычно сезон сбора трав и кореньев начинается с раннего утра после ночи Купалы и до конца осени, пока не заснет Матушка сыра земля.
Ведуны полагали, что большинство трав полностью созревает и цветет в период летнего солнцестояния (на Купалу). Предполагается, что в это время лекарственные травы обладают наибольшей целительской силой.
Корни растений лучше собирать, когда в них накапливается максимум полезных веществ. Как правило, это период относительного покоя растения, т.е. осень.
Подземные части растения к этому времени заканчивают свой рост, да и само растение успевает полностью обсемениться, что чрезвычайно важно для восстановления зарослей после заготовок.
После выкопки сырье необходимо отряхнуть от остатков почвы, желательно сразу промыть его в проточной воде, порезать на мелкие кусочки и высушить.
Надземные части (стебли, листву и т.д.) заготавливают, как правило, при бутонизации и в начале цветения растений, именно на эту фазу приходится повышенное содержание в них целебных веществ.
Надземные части растений срезают обычно серпом или ножом на разном уровне от поверхности почвы: более нежные — почти у корневой шейки, а более грубые — ближе к верхушке. Хочу обратить внимание на то, что побеги необходимо именно срезать, а не срывать.
Так как при обрывании часто надземные побеги выдергиваются вместе с почкой возобновления, что приводит к ослаблению и даже гибели растения.
Соцветия, отдельные цветки и их части собирают в начале цветения. Этот срок особенно важен для корзинок сложноцветных, так как соцветия собранные при отцветании при сушке сильно рассыпаются.
Плоды и семена заготавливаются при полной спелости. Крайне желательно при заготовках часть цветков и плодов оставлять на растении для обсеменения. Это важно еще и потому, что для многих диких животных, особенно птиц, плоды дикорастущих растений и кустарников -важный зимний корм.
Заготовке лекарственных растений Ведуны придавали ритуальное значение. Срывая растение человек, убивает его. Поэтому он должен мысленно обращаться к нему с просьбой о помощи и просить прощение за нанесение вреда. Собирать необходимо только нужное количество трав.
У народных целителей сохранилось немало обращений, которые нужно произносить при сборе трав вот один из них: «Земля — Мать, благослови меня травы брать, и ты, трава, мне Мати». А перед сбором трав приносят требу Матушке земле.
Сборщик трав перед сбором должен очистится духовно и физически. Необходимо обязательно совершить омовение в бане, а если токовой нет поблизости, то омовение проводится в родниках, ручьях или реках.
После нужно надеть на себя чистую обрядовую одежду. Белье, пропитанное запахом пота, разрушающе действует на лекарственные свойства собранных растений.
Собирать травы во время дождя, грозы не рекомендуется.
Травы, применяемые при гинекологических заболеваниях, нужно собирать вдали от жилых мест, там, где не слышно пение петуха.
Если нужно собрать травы от болезни жара, надо идти во влажное, прохладное место, а от болезни слизи и холода — в высокое, сухое, продуваемое ветром место. Слабительные лекарственные растения надо собирать осенью, когда растение высыхает.
Рвотные — в период распускания почек, особенно в период растущей Луны. Травы, собранные во время солнечных или лунных затмений, по поверью Ведунов, превращаются в яд.
Нужно сказать, что знание целебных свойств различных растений, а также способ их хозяйственного применения помимо практической пользы дает возможность современному человеку лучше понять историю и культуру своего народа, а значит и возможность понять самого себя.
Хотелось бы верить, что с возрождением Родноверия возрождаются и ведуны — люди, которые испокон веков лечили русский народ, сохраняя русские традиции.
Источник: https://slavtradition.com/svodki-smi/stati/3928-travolechenie-znakharstvo
Традиционное лечение травами: рекомендации
Первобытные люди жили среди растений, использовали их в пищу и, вероятнее всего, лечились ими, так что история траволечения восходит к самым истокам человечества.
Традиции траволечения
Древние египтяне были хорошо знакомы с лекарственными растениями.
Многие травы, сушеные пряности и ароматические масла попадали в Египет из Месопотамии.
Самым крупным египетским врачом был верховный сановник фараона Джосера Имхотеп, живший примерно 2600 лет до н. э. Имхотепа считают основателем египетской медицины.
Древняя Греция развивала медицину, опираясь в первую очередь на наследие Ближнего Востока и Египта. Крупнейшие древнегреческие врачи создали несколько знаменитых медицинских школ.
По некоторым данным, Асклепий, «великий и беспорочный врач» Древней Греции, был реальной исторической личностью; он творил настоящие чудеса, за что впоследствии был причислен к богам.
В греческой мифологии Асклепий — бог врачевания, его обвитый змеей жезл и по сей день остается символом медицины.
Лечебные травы
Величайший врач, отец медицины Гиппократ родился в 460 г. до н. э. на о. Кос.
Он основал Косскую медицинскую школу, последователи которой руководствовались принципом «не навреди» и полагали, что лечить надо не болезнь, а больного, то есть лечение и все назначения врача должны вытекать из изучения состояния и истории болезни конкретного пациента. Поэтому Гиппократа считают родоначальником клинической медицины. Свою врачебную практику он основывал на строгом научном подходе и глубоких знаниях психологии и физиологии человека.
Гиппократ знал свыше двухсот целебных трав и лечил ими пациентов, но письменных трудов по ботанике не оставил.
Первые два травника, в которых были собраны все познания древних греков о лекарственных растениях, появились в 300 г. до н. э. Их составил ученик Аристотеля Теофраст из Эреза, родившийся около 379 г. до н. э на о. Лесбос.
До нас дошли его объемные труды по ботанике «История растений» (Historia plantarum) и «Причины растений» (De Causis Plantarum).
Александрийская школа
Самая влиятельная медицинская школа была основана в Александрии в IV- 111 вв. до н. э. Она прославилась деятельностью двух выдающихся греческих врачей — Герофила и Эразистрата. В их трудах содержалось множество заимствований из египетской медицины. Такое сочетание разных медицинских традиций обусловило бурное развитие траволечения.
Накопленные Александрийской школой знания изложены в труде греческого врача Диоскорида «О лекарственных веществах» (De materia medica), написанном в I в. н. э.
Он включал подробные описания 1000 медицинских препаратов и 600 лекарственных растений и оставался основным источником научных знаний по ботанике и фармакологии на протяжении 1500 лет.
Монастырские сады
В Средние века знания о лекарственных растениях накапливались и сохранялись в монастырях, куда обращались за врачебной помощью служители церкви, жители окрестных поселений, путники и пилигримы.
Монастырские сады обычно закладывались в форме креста, образуемого дорожками.
По этой схеме было создано множество специализированных садов: аптекарские огороды, огороды, где каждая грядка отводилась под определенные овощи или травы, цветники, поставлявшие цветы церкви, фруктовые сады, где монахи и монахини могли позволить себе несколько минут отдыха.
Традиционное лечение отваром растений
Сохранившийся план монастыря св. Галла в Швейцарии, датированный 820 г. н. э., изображал именно такой сад и предусматривал посадки в соответствии с перечнем растений, составленным основателем династии Каролингов Карлом Великим.
Классические травники Травник Гластонбери (Glastonbury Herbal), относящийся к X в.
, описывает лекарственные растения, а созданная в том же веке книга «Саксонские Личдо-мы» (Saxon Leechdoms) рассказывает об использовании растений в медицине и ветеринарии.
К этому же периоду относится и подробный травник, составленный последователями европейской медицинской школы «Уэльские врачи из Миддфай».
Нормандские завоеватели, вступив в 1066 г. на земли Англии, впервые увидели разбитые при замках и усадьбах изысканные сады, в которых благоухали душистые травы и экзотические цветы.Там можно было встретить и знаменитую «аптекарскую розу» (форма «Officinalis» розы гальской, Rosa gallica), завезенную в Европу во время Крестовых походов.
Источник: http://ladyflora.ru/travy/traditsii-travolecheniya.html