Яндекс медицина народная траволечение травники

О знахарях, травниках, целителях и лекарях

яндекс медицина народная траволечение травники

Довольно часто случалось видеть различные объявления навроде этого: «Как найти хорошего знахаря, чтобы снять сглаз и порчу, а то совсем здоровья нет?» и похожие. Из самой постановки таких вопросов видно, что люди не очень хорошо себе представляют, кто такие знахари и травники, и чем именно они занимаются.

Так как людям свойственно заблуждаться даже в простых вещах, то, думаю, стоит посвятить некоторое время тому, чтобы досконально разобраться в точном значении слов «Знахарь», «Травник» – и в их отличии от многих других слов и профессий или родов деятельности, которые обозначаются другими словами. Если мы разберёмся с этим и начнём чётко различать, кто есть кто, и не путать одних с другими, то после этого нам будет проще судить о предмете обсуждения.

Итак, рассмотрим, кто есть кто:

гадалки, у них профессия гадать, а не лечить;

ворожеи, ведуны, «маги», «колдуны», «вуду» и т.п. – это те, кто лечит (или пытается лечить) ритуалами, заклятиями, заклинаниями, амулетами, оберегами, талисманами и прочими похожими вещами. Думается, что в этой группе количество шарлатанов будет наибольшее;

«ясновидящие», «телепаты», это люди, которые могут видеть скрытое настоящее или предсказывать будущее. Но их область – это не лечение. Думаю, что такие на самом деле есть, но их очень и очень мало – настоящих;

шаманы, это жрецы и хранители знаний и религиозных воззрений различных народностей. Которые, в том числе, также обладают знаниями в своей народной медицине и могут лечить людей различными способами. Думаю, сюда же можно отнести и волхвов;

– «экстрасенсы» и «биоэнергетики», это русские слова-новоделы, обозначающие, по сути, то, что в китайской культурной традиции называется «лечебный китайский цигун» или «лечение исходящей энергией Ци». Настоящие китайские мастера цигуна им действительно лечат. Но вот насчёт действенности наших доморощенных «биоэнергетиков» и «экстрасенсов» у меня лично есть большие сомнения;

хилеры, под которыми обычно имеются в виду «филиппинские» хилеры – это те, кто руками «извлекают» из тела болезни или руками «делают» операции. Я лично в это не очень верю, хотя до конца не исключаю, что может такое быть и на самом деле;

хиропрактик, это лечащий мануальным воздействием (руками) на опорно-двигательный аппарат и позвоночник пациента;

костоправ, это тот, кто мануальными методами, руками, вправляет позвонки;

гомеопат, это врач, который лечит очень маленькими дозами трав или лекарств;

фитотерапевт, это врач конвенциональной (традиционной) медицины, интересующийся лечением травами;

целители, это люди, которые лечат (или пытаются лечить) словами (или заговором), исходящими от них мыслями, прикосновениями или наложением рук. Между шарлатанами, каковых, среди них там немало, думаю, что там есть также и настоящие целители – а узнать, кто из них настоящий, кто нет, можно только по результатам их деятельности.

К целителям можно причислить и священнослужителей, что могут лечить молитвами, словами, разговором или наложением рук. К целителям я бы также причислил и тех пресловутых бабок, что заговаривают недуги словами, заговорами, в том числе и молитвами.

Под словом «Целитель» я бы вообще понимал человека, лечение которого помогает пациенту – вне зависимости от того, каким именно способом он своих пациентов лечит.

А теперь попробуем разобраться, кто такие знахари и травники. Это лекари, которые лечат травами, отварами трав. То есть, это старинная народная травяная медицина.

Это та медицина, которой на протяжении многих поколений и веков народ лечился и на Руси, и во всех других странах по всему миру.

Внимание!

Сюда же, по сути, можно отнести и китайскую травяную медицину, и тибетскую медицину, и индийскую Аюрведу, а также все прочие древние и современные травяные медицины.

Раньше, до наступления эры химии, то есть это где-то примерно до второй половины ХIХ века, все врачи были тем, что сейчас называется «знахарями» и «травниками». И лечили они, в основном, травами или отварами трав.

Различие между травником и знахарем, думаю, в том, что «травниками» были городские врачи, а «знахарями» – сельские. Поэтому, по сравнению со знахарем, травник более образован и более опытен в области траволечения.

То есть, знахари и травники – это то же самое, что и лекари, и это то же самое, что понималось раньше – до возникновения так называемой “современной медицины” – под словом “врач”.

Все известные врачи Древнего мира, Средневековья, Ренессанса, Просвещения и Нового времени попадают под это определение, и они все были в современном понимании по сути знахарями, травниками и лекарями.

В их число входили Гиппократ, Эмпедокл, Гален, Авиценна, Парацельс, Рабле, Линней и все остальные врачи тех времён.

Теперь, немного упорядочив группы различных людей, которые занимаются может и близкими, но всё-таки разными вещами, и вернувшись к тому нашему объявлению «Как найти хорошего знахаря, чтобы снять сглаз и порчу, а то совсем здоровья нет», можно сказать, что насчёт порчи и сглаза к знахарям точно не надо обращаться. А вот насчёт лечения травами обратиться к ним – это как раз по адресу.

***

Также для многих верующих людей стоит вопрос очень важный – как смотрит религия на траволечение, и не будет ли греха в лечении своих недугов у знахарей и травников? Специально для этих людей мы посмотрим, что говорит о траволечении, травниках и знахарях высший авторитет – Священное Писание:

Источник: http://lituva.com/travolechenie/znahar-travnik-lekar

Народное лечение травами и растениями

Лечение травами (траволечение) или в современном понятии — фитотерапия — это метод лечения тех или иных заболеваний организма человека с помощью различных лекарственных растений, сборов трав, отваров, настоек и т. п., а также медицинских препаратов на их основе.

https://www.youtube.com/watch?v=-06yy74pMuA

В нынешнее время цивилизация шагнула так далеко, что полки в аптеках буквально ломятся от препаратов любой лекарственной направленности. Но средства современной фармацевтики, сколь дорогими и передовыми они ни были — не гарантированное благо для человека.

Удостоверяясь фактами и статистикой, заметим, что, во-первых, множество лекарств, как говорится «Одно лечат, а другое калечат». Во-вторых, нет стопроцентной вероятности благополучного исхода болезни и выздоровления.

Важно!

В-третьих, множество необходимых и действенных препаратов находятся в высокой ценовой категории, недоступной многим людям. В четвертых, не станем забывать о современном искусстве маркетинга и фармацевтического бизнеса.

Но, из этих фактов, вовсе не следует, что нужно отрицать современные методы лечения, достижения науки, медицины и советы лечащего врача.  В этой статье мы поведаем о народном лечении травами о его преимуществах и недостатках.

История фитотерапии

Издавна в своих нуждах люди прибегали к помощи природы, в том числе и к целебным свойствам трав. Еще в Cвященном Писании говорилось о том, что Бог дал человеку болезни и дал травы, чтобы их излечить. В природе есть все, что нужно человеку для жизни и для ее благополучного поддержания.

Лечение травами уходит в глубокую древность. О лечебных, энергетических и магических свойствах трав людям было известно более 3000 лет назад. Еще в древнем городе Шумер, археологам удалось найти доказательства применения трав в качестве лекарственных средств.

Одним из первых мыслителей и врачевателей, изучившим лечебные свойства трав был древнегреческий «отец медицины» Гиппократ. В своих трудах мыслитель описал около 240 видов лекарственных растений.

Позднее у разных народов, стран стали составляться особые сборники по травам, именуемые «травниками» и соответственно в каждом народе или том или ином племени был свой травник-целитель.

Травник-целитель — это человек, знающий лечебные свойства множества трав, их разновидности, рецепты травяных сборов, приготовления настоев, отваров, время и место сбора лекарственных растений и условия их хранения.

На Руси во времена Петра 1 народное лечение травами приобрело официальное значение. И по указу императора было велено разводить специальные огороды с «зелейными травами» и продавать их в новоиспеченных аптекарских лавках.

В современном мире лечение травами продолжает использоваться и называется теперь фитотерапией. Фитотерапией занимаются многие ученые медики, получившие образование в такой области натуропатии, изучая взаимодействие и влияние тех или иных растений на организм человека.

Преимущества лечения травами и растениями:

— Лекарственные травы и растения при правильном подборе безопасны для человека и могут применяться длительное время.

— Лечебные растения и травы, в отличие от синтетических препаратов, мягко и гармонично воздействуют на организм человека.

— Фитопрепараты — лучшие средства для профилактики различных заболеваний и укреплении иммунитета.

— Лечебные травы и растения благотворно воздействуют сразу на несколько органов и систем жизнедеятельности человека. После их применения, в отличие от медикаментозных препаратов, не требуется восстановительная терапия или уделение внимания таким органам, как кишечник и печень, страдающим при длительной терапии таблетками.

— Ценовая категория трав, фитосборов, настоев и т. п. доступно большинству людей.

— Повышенная эффективность при лечении легких форм заболеваний организма.

Недостатки народного лечения травами:

— Лечение травами в отличие от синтетических медикаментов требует более длительного курса лечения, воздействие его происходит постепенно.

— Трудность в определении индивидуальной дозы.

— Самолечение растениями и травами чревато отравлениями и осложнениями. Необходимо найти опытного травника, знахаря, целителя или прибегнуть к достоверным источникам литературы по траволечению.

— Лекарственные травы необходимо собирать в определенный для каждой разновидности растения период времени.

— Правильность хранения и приготовления растительного сырья.

К счастью, в народе есть и давно себя зарекомендовали, передающиеся из поколения в поколение, знания о лечебных свойствах тех или иных растений, которыми успешно пользовались и пользуются до сих пор наши бабушки и дедушки, мамы и папы.

banner_ydacha_dengi_old

К примеру, все мы знаем, что при сухом кашле помогает настойка солодки, а для облегчения дыхания во время простуды помогут препараты с эвкалиптом.

Для укрепления иммунитета и придания сил во время простудной хвори лучшим иммуномодулятором будет экстракт эхинацеи или корня женьшеня. Плоды шиповника, так же как и клюква полезны для поднятия иммунитета, укрепления и очищения мочеполовой системы.

А успокоиться поможет — чай с ромашкой, мелиссой, зверобоем или мятой. И еще можно долго перечислять эти известные практически в каждом доме полезные свойства растений.

Осторожность требуется лишь в индивидуальной дозировке и реакции организма на то или иное растение, во избежание аллергических реакций. А также не стоит самостоятельно экспериментировать с отварами, сборами, смесями и настоями.

Заручитесь для начала проверенными знаниями и достоверной литературой. Помните, что народное лечение травами и растениями, помогает в профилактических целях и при спокойном течении болезни.

Совет!

В случае острой фазы заболевания немедленно обратитесь к врачу и согласуйте с ним все методы лечения и применяемые лекарственные средства.

Источник: https://whitekarma.ru/artview/narodnoe-lechenie-travami-i-rasteniyami

Траволечение (знахарство)

С незапамятных времен наши Пращуры ведали тайну целебных трав и пользовались этими знаниями, леча разного рода болезни. Таких людей издревле на Руси звали:  знахарями, шептунами, ведунами. 

Знахарь — это деревенский лекарь, умеющий  врачевать недуги и облегчать телесные страдания не только людей, но и животных.

В народе верят, что не стоит доверять силе целебных снадобий, если они не наговорены заранее  или не нашептаны тут же, на глазах больного, так как главная сила врачевания заключается в словах заговора, а снадобье служат лишь успокоительным средством.

Поэтому и зовут знахарей «шептунами», именно за те заговоры или таинственные слова, которые шепчутся над больным или над целебными снадобьем. 

     Заговоры воспринимаются или устно, от учителя, или из записей, широко распространено среди грамотного сельского населения под названием «цветников», «травников», «лечебников». 

     Производится заговор шепотом, чтобы не услышал непосвященный человек (иначе заговоры не имеют никакой силы) и чтобы остались они неотъемлемой собственностью одних только знахарей. Сопровождается заговоры различными движениями рук, чтобы удержать силу слов, или, как говорится, «запечатать замок ». 

     Знахарь, как и весь деревенский русский мир, глубоко убежден, что всякая болезнь есть живое существо. С ней можно разговаривать, обращаться к ней с просьбами или приказаниями. 

Внимание!

     Бесконечное разнообразие знахарских приемов и способов врачевания, составляющие целую науку народной медицины, сводится, в конце концов, к лечению травами.

В народной медицине в качестве лекарственного сырья используют разные, но у каждого растения строго определенные органы и части, в которых накапливаются те или иные биологически активные соединения, определяющие целебные свойства этого сырья.

Важно, чтобы заготовки велись в строго определенное время. Обычно сезон сбора трав и кореньев начинается с раннего утра после ночи Купалы и до конца осени, пока не заснет Матушка сыра земля.

Ведуны полагали, что большинство трав полностью созревает и цветет в период летнего солнцестояния (на Купалу). Предполагается, что в это время лекарственные травы обладают наибольшей целительской силой. 

     Корни растений лучше собирать, когда в них накапливается максимум полезных веществ. Как правило, это период относительного покоя растения, т.е. осень.

Подземные части растения к этому времени заканчивают свой рост, да и само растение успевает полностью обсемениться, что чрезвычайно важно для восстановления зарослей после заготовок.

После выкопки сырье необходимо отряхнуть от остатков почвы, желательно сразу промыть его в проточной воде, порезать на мелкие кусочки и высушить.

     Надземные части (стебли, листву и т.д.) заготавливают, как правило, при бутонизации и в начале цветения растений, именно на эту фазу приходится повышенное содержание в них целебных веществ.

Важно!

Надземные части растений срезают обычно серпом или ножом на разном уровне от поверхности почвы: более нежные — почти у корневой шейки, а более грубые — ближе к верхушке. Хочу обратить внимание на то, что побеги необходимо именно срезать, а не срывать.

Так как при обрывании часто надземные побеги выдергиваются вместе с почкой возобновления, что приводит к ослаблению и даже гибели растения.

     Соцветия, отдельные цветки и их части собирают в начале цветения. Этот срок особенно важен для корзинок сложноцветных, так как соцветия собранные при отцветании при сушке сильно рассыпаются.

     Плоды и семена заготавливаются при полной спелости. Крайне желательно при заготовках часть цветков и плодов оставлять на растении для обсеменения. Это важно еще и потому, что для многих диких животных, особенно птиц, плоды дикорастущих растений и кустарников -важный зимний корм. 

     Заготовке лекарственных растений Ведуны придавали ритуальное значение. Срывая растение человек, убивает его. Поэтому он должен мысленно обращаться к нему с просьбой о помощи и просить прощение за нанесение вреда. Собирать необходимо только нужное количество трав.

     У народных целителей сохранилось немало обращений, которые нужно произносить при сборе трав вот один из них: «Земля — Мать, благослови меня травы брать, и ты, трава, мне Мати». А перед сбором трав приносят требу Матушке земле.

     Сборщик трав перед сбором должен очистится духовно и физически. Необходимо обязательно совершить омовение в бане, а если токовой нет поблизости, то омовение проводится в родниках, ручьях или реках.

      После нужно надеть на себя чистую обрядовую одежду. Белье, пропитанное запахом пота, разрушающе действует на лекарственные свойства собранных растений.

Собирать травы во время дождя, грозы не рекомендуется.

Совет!

     Травы, применяемые при гинекологических заболеваниях, нужно собирать вдали от жилых мест, там, где не слышно пение петуха.

Если нужно собрать травы от болезни жара, надо идти во влажное, прохладное место, а от болезни слизи и холода — в высокое, сухое, продуваемое ветром место. Слабительные лекарственные растения надо собирать осенью, когда растение высыхает.

Рвотные — в период распускания почек, особенно в период растущей Луны. Травы, собранные во время солнечных или лунных затмений, по поверью Ведунов, превращаются в яд. 

     Нужно сказать, что знание целебных свойств различных растений, а также  способ их хозяйственного применения помимо практической пользы дает возможность современному человеку лучше понять историю и культуру своего народа, а значит и возможность понять самого себя.

     Хотелось бы верить, что с возрождением Родноверия возрождаются и ведуны — люди, которые испокон веков лечили русский народ, сохраняя русские традиции.

Источник: https://slavtradition.com/svodki-smi/stati/3928-travolechenie-znakharstvo

Традиционное лечение травами: рекомендации

Пер­во­быт­ные лю­ди жи­ли сре­ди рас­те­ний, ис­поль­зо­вали их в пи­щу и, ве­ро­ят­нее все­го, ле­чились ими, так что ис­то­рия тра­воле­чения вос­хо­дит к са­мым ис­то­кам че­лове­чес­тва.

Традиции траволечения

Древ­ние егип­тя­не бы­ли хо­рошо зна­комы с ле­карс­твен­ны­ми рас­те­ни­ями.

Мно­гие тра­вы, су­шеные пря­нос­ти и аро­мати­чес­кие мас­ла по­пада­ли в Еги­пет из Ме­сопо­тамии.

Са­мым круп­ным еги­пет­ским вра­чом был вер­ховный са­нов­ник фа­ра­она Джо­сера Им­хо­теп, жив­ший при­мер­но 2600 лет до н. э. Им­хо­тепа счи­та­ют ос­но­вате­лем еги­пет­ской ме­дици­ны.

Внимание!

Древ­няя Гре­ция раз­ви­вала ме­дици­ну, опи­ра­ясь в пер­вую оче­редь на нас­ле­дие Ближ­не­го Вос­то­ка и Егип­та. Круп­ней­шие древ­негре­чес­кие вра­чи соз­да­ли нес­коль­ко зна­мени­тых ме­дицин­ских школ.

По не­кото­рым дан­ным, Ас­кле­пий, «ве­ликий и бес­по­роч­ный врач» Древ­ней Гре­ции, был ре­аль­ной ис­то­ричес­кой лич­ностью; он тво­рил нас­то­ящие чу­деса, за что впос­ледс­твии был при­чис­лен к бо­гам.

В гре­чес­кой ми­фоло­гии Ас­кле­пий — бог вра­чева­ния, его об­ви­тый зме­ей жезл и по сей день ос­та­ет­ся сим­во­лом ме­дици­ны.

Лечебные травы

Ве­личай­ший врач, отец ме­дици­ны Гип­пократ ро­дил­ся в 460 г. до н. э. на о. Кос.

Он ос­но­вал Кос­скую ме­дицин­скую шко­лу, пос­ле­дова­тели ко­торой ру­ководс­тво­вались прин­ци­пом «не нав­ре­ди» и по­лага­ли, что ле­чить на­до не бо­лезнь, а боль­но­го, то есть ле­чение и все наз­на­чения вра­ча дол­жны вы­текать из изу­чения сос­то­яния и ис­то­рии бо­лез­ни кон­крет­но­го па­ци­ен­та. По­это­му Гип­покра­та счи­та­ют ро­дона­чаль­ни­ком кли­ничес­кой ме­дици­ны. Свою вра­чеб­ную прак­ти­ку он ос­но­вывал на стро­гом на­уч­ном под­хо­де и глу­боких зна­ни­ях пси­холо­гии и фи­зи­оло­гии че­лове­ка.

Гип­пократ знал свы­ше двух­сот це­леб­ных трав и ле­чил ими па­ци­ен­тов, но пись­мен­ных тру­дов по бо­тани­ке не ос­та­вил.

Пер­вые два трав­ни­ка, в ко­торых бы­ли соб­ра­ны все поз­на­ния древ­них гре­ков о ле­карс­твен­ных рас­те­ни­ях, по­яви­лись в 300 г. до н. э. Их сос­та­вил уче­ник Арис­то­теля Те­оф­раст из Эре­за, ро­див­ший­ся око­ло 379 г. до н. э на о. Лес­бос.

До нас дош­ли его объ­ем­ные тру­ды по бо­тани­ке «Ис­то­рия рас­те­ний» (Historia plantarum) и «При­чины рас­те­ний» (De Causis Plantarum).

Алек­сан­дрий­ская шко­ла

Са­мая вли­ятель­ная ме­дицин­ская шко­ла бы­ла ос­но­вана в Алек­сан­дрии в IV- 111 вв. до н. э. Она прос­ла­вилась де­ятель­ностью двух вы­да­ющих­ся гре­чес­ких вра­чей — Геро­фила и Эра­зис­тра­та. В их тру­дах со­дер­жа­лось мно­жес­тво за­имс­тво­ваний из еги­пет­ской ме­дици­ны. Та­кое со­чета­ние раз­ных ме­дицин­ских тра­диций обус­ло­вило бур­ное раз­ви­тие тра­воле­чения.

На­коп­ленные Алек­сан­дрий­ской шко­лой зна­ния из­ло­жены в тру­де гре­чес­ко­го вра­ча Ди­ос­ко­рида «О ле­карс­твен­ных ве­щес­твах» (De materia medica), на­писан­ном в I в. н. э.

Он вклю­чал под­робные опи­сания 1000 ме­дицин­ских пре­пара­тов и 600 ле­карс­твен­ных рас­те­ний и ос­та­вал­ся ос­новным ис­точни­ком на­уч­ных зна­ний по бо­тани­ке и фар­ма­коло­гии на про­тяже­нии 1500 лет.

Мо­нас­тыр­ские са­ды

В Сред­ние ве­ка зна­ния о ле­карс­твен­ных рас­те­ни­ях на­кап­ли­вались и сох­ра­нялись в мо­нас­ты­рях, ку­да об­ра­щались за вра­чеб­ной по­мощью слу­жите­ли цер­кви, жи­тели ок­рес­тных по­селе­ний, пут­ни­ки и пи­лиг­ри­мы.

Мо­нас­тыр­ские са­ды обыч­но зак­ла­дыва­лись в фор­ме крес­та, об­ра­зу­емо­го до­рож­ка­ми.

По этой схе­ме бы­ло соз­да­но мно­жес­тво спе­ци­али­зиро­ван­ных са­дов: ап­те­кар­ские ого­роды, ого­роды, где каж­дая гряд­ка от­во­дилась под оп­ре­делен­ные ово­щи или тра­вы, цвет­ни­ки, пос­тавляв­шие цве­ты цер­кви, фрук­то­вые са­ды, где мо­нахи и мо­нахи­ни мог­ли поз­во­лить се­бе нес­коль­ко ми­нут от­ды­ха.

Традиционное лечение отваром растений

Сох­ра­нив­ший­ся план мо­нас­ты­ря св. Гал­ла в Швей­ца­рии, да­тиро­ван­ный 820 г. н. э., изоб­ра­жал имен­но та­кой сад и пре­дус­матри­вал по­сад­ки в со­от­ветс­твии с пе­реч­нем рас­те­ний, сос­тавлен­ным ос­но­вате­лем ди­нас­тии Ка­ролин­гов Кар­лом Ве­ликим.

Важно!

Клас­си­чес­кие трав­ни­ки Трав­ник Глас­тонбе­ри (Glastonbury Herbal), от­но­сящий­ся к X в.

, опи­сыва­ет ле­карс­твен­ные рас­те­ния, а соз­данная в том же ве­ке кни­га «Сак­сон­ские Лич­до-мы» (Saxon Leechdoms) рас­ска­зыва­ет об ис­поль­зо­вании рас­те­ний в ме­дици­не и ве­тери­нарии.

К это­му же пе­ри­оду от­но­сит­ся и под­робный трав­ник, сос­тавлен­ный пос­ле­дова­теля­ми ев­ро­пей­ской ме­дицин­ской шко­лы «У­эль­ские вра­чи из Мид­дфай».

Нор­манд­ские за­во­ева­тели, всту­пив в 1066 г. на зем­ли Ан­глии, впер­вые уви­дели раз­би­тые при зам­ках и усадь­бах изыс­канные са­ды, в ко­торых бла­го­уха­ли ду­шис­тые тра­вы и эк­зо­тичес­кие цве­ты.Там мож­но бы­ло встре­тить и зна­мени­тую «ап­те­кар­скую ро­зу» (фор­ма «Officinalis» ро­зы галь­ской, Rosa gallica), за­везен­ную в Ев­ро­пу во вре­мя Крес­то­вых по­ходов.

Источник: http://ladyflora.ru/travy/traditsii-travolecheniya.html