Традиционная народная медицина в дагестане

Национальные блюда дагестанской кухни

Прежде чем рассмотреть особенности дагестанской кухни, необходимо представить себе, что такое Дагестан. Это самая многонациональная республика в Российской Федерации. Такой национальности, как дагестанцы, нет.

Республику Дагестан своим домом считают более сотни народностей. У каждой из них есть свои кулинарные предпочтения. Национальные блюда дагестанской кухни характеризуются многообразием. В каждом районе их готовят с некоторыми особенностями.

Невозможно определенно сказать, какое блюдо самое лучшее. Каждое из них по-своему привлекательно.

Внимание!

Дагестанская кухня уходит корнями в далёкое прошлое, бережно сохраняя в себе традиции прошлых поколений. Используются только местные продукты: мясо, мука, сыр, творог, зелень, овощи.

Любят дагестанцы помидоры, фасоль, лук, чеснок, курагу. В рецептах некоторых блюд можно встретить дикорастущие ингредиенты: крапиву, лебеду, мяту и др.

Несмотря на многие отличия, свойственные районам республики, богатство дагестанской кухни характеризуется некоторыми общими чертами:

  • Предпочтительное мясо – баранина, причем свежая. Иногда дагестанцы балуют себя и говядиной. Свинина почти не встречается. Немало блюд, где используют субпродукты: печень, рубец, сердце и другие. Умелые дагестанские повара способны и из такого, казалось бы не очень ценного сырья, делать изумительные блюда.
  • Кулинарные изделия очень своеобразные, но не сложные по своему приготовлению. Изысканное, дорогое и труднодоступное сырье обычно не употребляется. Все ингредиенты местного происхождения. Большинство блюд умеют делать в любом доме Дагестана.
  • Национальные блюда дагестанской кухни зачастую очень острые. Везде кладут много перца, как для первых, так и для вторых блюд.
  • Помимо перца дагестанцы используют богатый набор различных пряностей и специй: кинза, лавровый лист, тмин, чеснок и другие. У дагестанских поваров в арсенале всегда есть набор интересных национальных приправ. Мясные блюда, например, хинкал, обязательно заправляют сметаной с чесноком или томатным соусом с обжаренным тертым тмином и черным перцем.
  • Очень популярны блюда с тестом. Например, бурчак-шурпа – первое блюдо из фасоли, картофеля и пресной самодельной лапши. Вместо хлеба готовят всевозможные лепешки, в том числе знаменитый дагестанский чурек. Много блюд из теста с различными начинками из тыквы, баранины, яиц, зелени, лука и разнообразных трав. Используют пшеничную, ржаную и кукурузную муку.

Популярность теста из баранины связана с традициями и особенностями быта народов Дагестана. Так, в этом регионе всегда было распространено овцеводство. Пастухи брали с собой сытную пищу, поэтому в национальных рецептах много теста, мяса. Причём многие кулинарные изделия можно взять с собой. Национальные блюда дагестанской кухни, как правило, очень питательные.

Визитная карточка дагестанской кухни – хинкал. Это как галушки в Украине, плов в Узбекистане и долма в Азербайджане. Нельзя точно сказать, первое это блюдо или второе. Хинкал готовят во всех районах Дагестана. Правда, есть некоторые отличия.

Например, кумыкский и лакский хинкал готовят из пресного теста, а аварский – из теста на основе кислого молока. По своему оформлению хинкал напоминает пельмени. Начинку делают из баранины или сыра. Хинкал может подаваться отдельно или с бульоном из баранины.

В Дагестане считается, что, если девушка хочет удачно выйти замуж, она просто обязана уметь вкусно готовить это блюдо!

Ещё одно блюдо, напоминающее пельмени – это курзе. Только их оформляют в форме капли и обязательно защипывают косичкой. И начинка здесь более пикантная и разнообразная: мясо, овощи, творог, яйца, картофель, сыр, лук, плюс, конечно же, различные травы. Причем эти компоненты могут быть в различных сочетаниях.

Чуду – популярнейшее блюдо – представляет собой несложный пирог, который готовят в любом доме Дагестана. Начинку выкладывают в центр лепешки и закрывают другой лепешкой. Края загибают, в центре вырезают отверстие и выпекают в духовке. В некоторых деревнях до сих пор чуду делают в традиционных открытых печках. Вкус у таких чуду несравним с вариантом из современной духовки.

Сохта представляет собой вареные колбаски, начиненные фаршем из бараньей печени, обжаренного лука и вареной кураги.

Важно!

Халтама – дагестанские галушки. Готовят тесто из кукурузной муки, формируют из него небольшие овалы и отваривают в бараньем бульоне. Традиционно сами галушки подают в отдельных тарелках, а бульон и мясо подают отдельно. Блюдо заправляют чесночной заправкой или кисломолочным соусом.

Каурма – блюдо из рубцов. Их сначала варят, затем мелко режут, обжаривают вместе с кусочками сердца, печени и лука.

Любят в Дагестане и сладости. Весьма популярны и интересны мучная халва, халва из орехов, сладкая воздушная кукуруза, пахлава, чак-чак, урбеч, грецкие орехи с натуральным медом.

Все эти блюда несложно приготовить.

Например, мучная халва – традиционная сладость на праздник Ураза Байрам. Готовят её на сковороде.

Для этого растапливают на ней сливочное масло, всыпают муку и тщательно перемешивают до тех пор, пока не получится рассыпчатая масса желтого цвета. Затем добавляют мед, ещё немного мешают.

Готовую халву выкладывают на тарелку, выравнивают поверхность, охлаждают, разрезают ломтиками, украшают орехами. Едят, запивая чаем.

Одно из интересных сладких блюд – это урбеч – густая тёмно-коричневая масса, получаемая перетиранием семян конопли или льна. Перетертую маслянистую массу смешивают с мёдом и растопленным сливочным маслом. Получается вкусное и питательное лакомство, которое находит применение и в народной медицине.

Дагестанцы – очень гостеприимный народ. Каждый горец считает за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. Гостю подают самую лучшую пищу.

Одна из древних традиций Дагестана заключается в том, что хозяйка перед обедом или ужином всегда оставляет порцию пищи на случай, если неожиданно придет гость. Гость в дом – счастье в дом, так говорят дагестанцы.

И неизменным атрибутом гостеприимства этой солнечной страны, конечно же, являются национальные блюда дагестанской кухни.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!

  • История, происхождение окрошки< Назад
  • Блины – русское национальное блюдоВперёд >

Источник: http://StranaKontrastov.ru/natsionalnaya-kukhnya/93-natsionalnye-blyuda-dagestanskoj-kukhni.html

М. Тохири откроет в Дагестане Институт народной медицины

Вот уже несколько месяцев Председатель профессиональной Ассоциации специалистов народной медицины и целителей Республики Таджикистан, академик межнациональной академии гуманитарных и естественных наук, кандидат медицинских наук Муллозухур Тохири находится в Дагестане.

Там он со своими коллегами делится своим исследовательским опытом в изучении и применении лекарственных растений. Доктор Тохири представил дагестанской аудитории свои научные труды, книги и лечебные препараты на основе лекарственных растений, автором которых он является.

Народный целитель из Таджикистана уверен, что все необходимое для здоровья человека есть в природе, надо просто уметь этим пользоваться. Такой подход к нетрадиционной медицине заинтересовал не только дагистанских медиков, но и жителей Дагистана.

«Природа создает живой организм здоровым и жизнеспособным, обеспечивая его всем необходимым для жизни, роста, развития, для полной реализации его функций. Проблемы себе создаем мы сами из-за того, что не бережем здоровье, данное нам природой.

Совет!

В результате появляются сначала легкие недомогания, а потом — целый букет хронических заболеваний, с которыми многие даже не пытаются бороться. А может быть, не имеют знаний, как с ними бороться, не затрачивая на это огромных финансовых средств.

Я уверен, что мир растений — величайшее чудо природы. Каждое растение представляет собой своеобразную фабрику, в которой происходит синтез самых разнообразных и полезных для человеческого организма веществ.

Многие лекарственные растения прошли через века, сохранив здоровье многим поколениям», — говорит доктор Тохири.

Говоря о визите в Дагестан, доктор рассказывает, что три года хотел приехать в эту республику, но его отговаривали, говорили, что здесь небезопасно.

«В Дагестан я приехал в конце октября прошлого года и увидел, что здесь очень гостеприимный, мирный народ.

Я принял решение остаться здесь года на два, планирую изучать растения гор Дагестана, летом займусь сбором лекарственных растений. Есть и другие проекты, которые хотелось бы реализовать в этой республике».

В ходе своего пребывания в Дагестане, Муллозухур Тохири встретился с Министром здравоохранения Дагестана Танка Ибрагимовым. А встрече им было предложено открыть в Дагестане Институт народной медицины. Министр согласился с тем, что такое учреждение действительно нужно. И отметил, что окажет содействие в его создании.

В настоящее время, доктор Тохири работает в Махачкале, принимает людей на территории базы отдых «Дельфин». Там он лечит людей своими препаратами, фиточаями другими природными лекарями, такими как вода, солнце и чистый воздух. Курс лечения составляет 10 дней.

В ближайшее время, М. Тохири планирует приехать в Душанбе, где его ждут многочисленные пациенты. И с 10 марта по 7 апреля, принимать больных у себя на Родине.

Источник: http://www.moidagestan.ru/news/society/41529

Традиции Дагестана и народные обычаи: обряды, свадьбы

Дагестан в переводе с тюркского значит «страна гор». Еще его часто называют «кавказским Вавилоном». Здесь проживают люди самых различных народностей – аварцы, даргинцы, азербайджанцы, табасаранцы, рулульцы, лезгины, кумыки, лакцы и другие. Это единственное место на Земле, где на территории площадью 50 000 км2, проживает 102 национальности, 36  из них коренные.

Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности. Поэтому традиции Дагестана весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.

Гостеприимство – важнейший народный обычай

Самой почитаемой традицией дагестанских народов является, конечно же, гостеприимство. Об этом сложено немало стихов и песен. С гостеприимством переплетены обычаи куначества, поскольку первое часто переходило во второе.

Дагестанский дом всегда полон гостей. Окажитесь вы в селении даргинцев или аварцев – вас примут радушно, несмотря на то, что видят вас впервые в жизни. Каким бы ни был гость, он принимается с почестями, как долгожданный.

Внимание!

Народные традиции Дагестана предписывают принять с почестями даже незнакомого человека, если он оказался во дворе дома. До сих пор существуют определенные правила относительно того, как принимать гостей. Хозяева обязаны быть внимательными и благожелательными по отношению к гостю, выполнять его желания.

Так, в старину у аварцев существовал интересный обычай. Если в селение приезжал гость, знакомый конкретной семье, здесь не возникало вопросов с приемом – он сам подъезжал к дому и попадал в радушную атмосферу, создаваемую хозяевами. Если же в селении появлялся никому незнакомый человек, он мог прийти на годекан, где аксакалы решали, к кому домой направить гостя.

Чаще всего, желающие находились сами. Но если никто из жителей не вызывался проявить гостеприимство, старейшина аула сам «назначал» хозяина. С его решением никому не приходило в голову спорить. Назначенный хозяин забирал незнакомого человека и оказывал ему все подобающие почести.

Во многих дагестанских домах до сих пор существует обычай – за столом всегда оставляют порцию, чтобы можно было угостить нежданного гостя. Это ли не верх гостеприимства и заботы о тех, кто сейчас в пути? Даже если семья была бедна, считалось делом чести обеспечить гостю уютную и комфортную обстановку, позаботиться о его безопасности, вкусно накормить.

Зачастую случалось так, что неожиданный гость, помня добро и приветливость хозяина, впоследствии становился настоящим кунаком и начинал считаться своего рода «семейным другом».Даже если отец семейства уже умер, такой гость, согласно традициям Дагестана, остается кунаком для всего семейства и может приехать сюда в любое время, как к родным людям.

Куначество, ставшее последствием гостеприимства (но не обязательно только его) порождало свои традиции. У многих дагестанских народов кунак становился названым отцом детям своего друга, неким вторым родителем или дядей. Он мог заменить умерших детям отца или мать, присматривал за ними и помогал вести хозяйство до тех пор, пока они не обретали полной самостоятельности.

Особый момент в национальных традициях занимали обязанности хозяина, если его гостю угрожает опасность.

Он обязан был не только укрыть пришельца в своем доме или спрятать его, но и взяться за оружие, чтобы гостя защитить.

Большая часть всех этих старинных обычаев сохраняется в дагестанских селах и сегодня, незримо соединяя духовность далеких предков с вопросами воспитания их нынешних потомков.

Семейные традиции Дагестана

Важное место в национальных обычаях занимают семейные традиции народов Дагестана. Судя по некоторым сведениям (куда входят, прежде всего, записи этнографов и историков, изучавших кавказские традиции), в древние времена, до принятия ислама, горцы придерживались правил матриархата.

Об этом, в частности, сообщал исследователь Расул Магомедов. Согласно его записям, в свадебный день подружки невесты в некоторых местностях могли хлестать крапивой всех встречных мужчин и подшучивать над ними. Профессор Магомедов на основании этого обычая делает вывод, что эта местная традиция сохранилась с периода матриархата и отражала полновластную роль женщины в доме.

Однако после того, как на Кавказ начали проникать турки и персы, здесь распространился ислам и привнес определенные коррективы в поведение горцев, а также в семейные обряды и обычаи Дагестана. Существовал (и во многом существует до сих пор) своеобразный этикет семейных отношений.

Важно!

Его правила предписывали трепетное уважение жены к мужу. Поэтому зачастую в селениях женщины даже редко называли супругов по имени и почти всегда упоминали о них в разговоре в третьем лице.

В настоящее время этот старый обычай сохраняется наравне с современным обращением к мужу напрямую по имени.

Глава семьи был действительно самым главным человеком в доме. Уважать его должны были и дети. Те же правила этикета обязывали их разговаривать с отцом только стоя – даже если тот просто обращался к сыну или дочери с каким-либо вопросом. Пререкания же с родителями являлись и вовсе недопустимыми.

Люди, далекие от кавказской жизни, местной культуры и нравов, полагают, что женщина там полностью выполняет все дела по дому.

В действительности же правила не позволяют дагестанской женщине заниматься тяжелой работой – для физического труда все же предназначены мужчины.

При этом женщина, несмотря на беспрекословное подчинение мужчине, всегда могла положить конец дрязгам и даже разнять спорщиков.

Еще один народный обычай Дагестана, несмотря на исламские установки, определяющие поведение, касается внешнего вида женщин. В этих горных местностях они не носили чадру – более того, традиции позволяли женщине открывать лицо и украшать себя яркими головными уборами, в которые были вплетены монетки и цепи.

Наконец, не стоит забывать о том, что семейные традиции современного Дагестана во многом сохранили родовой уклад.

Совет!

Здесь можно встретить огромные семьи, состоящие не только из традиционной супружеской пары и детей, но и из многочисленных родственников.

Такая община, в которой совместно ведут хозяйство обе линии – и мужа, и жены, – зачастую имеет какие-то свои внутренние традиции, свойственные именно этому роду.

Праздники и свадебные традиции

Говоря о национальных обычаях, нельзя обойти стороной праздники и дагестанские свадьбы. Какой же народ не имеет собственных праздников? Дагестанцы обычно отмечают их сообща. Издавна на такие мероприятия в крупные селения приходили жители небольших окрестных аулов. Праздники помогали еще раз ощутить общность всех присутствующих, сплотить их.

К торжествам относятся, прежде всего, религиозные праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам, и светские: Новруз-Байрам и т.д.

(праздник весны с языческими корнями, приуроченный к весеннему равноденствию, в это же время (21 марта) празднуется и День первой борозды). В отдельных горных районах существуют специфические праздники.

Например, День воды, который празднуется 1 мая. Это, в основном, праздник женский – девушки умываются из родника, просят у природы красоты и любви в будущей семье.

Свадебные традиции в Дагестане практически не менялись на протяжении веков. Ни одно подобное торжество не обходится без музыки, танцев, роскошного угощения. Причем свадьба всегда отмечается широко, сюда могут прийти все желающие.

Как только ребенок еще только появился на свет, его родители уже начинают подготовку к его будущему торжеству.

Копятся деньги, приданое, а значит, на тот момент, когда сын или дочь решают завести семью, у их родни хватает средств для того, чтобы сделать свадьбу поистине роскошной.

Согласно обычаям, в первый свадебный день музыка встречает всех гостей, а сам праздник проходит в доме невесты. Официальное же бракосочетание отмечается лишь в день свадьбы жениха, которая играется в его доме на следующий день, либо через несколько дней, туда привозят невесту с подарками и приданым.

Нужно признать, что не все старинные обычаи сегодня однозначно воспринимаются в обществе. До сих пор не утихают дискуссии по поводу кровной мести и похищения невест. Мы понимаем, что в рамках краткого обзора довольно сложно раскрыть все нюансы. В последующих статьях мы обязательно углубимся в эту тему и более детально покажем жизнь и быт кавказских народов.

Одно можно точно можно сказать: народам Дагестана удалось сохранить обычаи и традиции своих предков. В комментариях к этой статье просим рассказать о тех обычаях, которые знакомы вам.

Источник: https://tanci-kavkaza.ru/tradicii-dagestana/

Травы, дарующие жизнь

«Врачеватель, — говорит она, — должен быть специалистом, который хорошо знает не только анатомию, физиологию человека, но и все целебные свойства растений. Более того, он не имеет права ошибаться в том, как и какие травы взаимодействуют друг с другом положительно, а какие — отрицательно».

С учетом этого женщине пришлось изучать органическую, неорганическую, коллоидную химию и фармакологию. Знания, считает Раджабова, должны все время совершенствоваться и накапливаться. Ведь растение — дело тонкое, и при неправильном применении они теряют свои целебные свойства и даже могут нанести вред.

Хмель, например, – безобидное успокаивающее нервы растение, но если с ним «переборщить», то он обладает возбуждающим действием. Парадоксально, но тутовниковое варенье с чаем сажает печень. «Когда тутовник соединяется с чаем, образуются нерастворимые вещества, вредные для печени», — поясняет целительница.

Она собирает травы со всего Дагестана. В этом ей помогают родные и близкие.  

Список лечебных трав очень велик, по сути каждое растение не является бесполезным, ему находится применение в народной медицине. Главное – знать, в чем состоит полезная помощь растения. Одна и та же трава, собранная на разных участках земли, несет в себе разный энергетический потенциал.

Внимание!

Дагестанские травы и ягоды, с гордостью замечает Баджи, очень эффективны, они многократно превосходят требования фармакологии по содержанию целебных свойств и аскорбиновой кислоты. Дагестан входит в десятку экологически чистых зон мира. О дагестанской фауне в 1813 году написана книга английскими и немецкими ботаниками.

«Зеленым золотом» называют они чудотворные лекарственные растения, произрастающие высоко в горах и в низовьях республики, а наши горы — кладовой лекарственных растений.
Баджи Идаятовна изготавливает из трав свои чудотворные препараты. Это дело хлопотное.

«Поскольку при сушке травы теряют до 80% целебных свойств, я стала консервировать почки, листочки, корни, цветочки и т.д. на спирту, коньяке, вине. Так они сохраняют свои свойства в первозданном виде», — вводит меня в курс дела моя собеседница.

Надо отметить, что каждая трава обладает не одним, а пятью или даже пятнадцатью свойствами, что позволяет оказывать благотворное влияние на весь организм в целом.

То есть, воздействуя на больной орган, мы при правильном подборе трав имеем возможность оказывать лечебное воздействие и на другие патологические процессы в организме, как правило, имеющие хроническую вялотекущую форму. Снадобья готовятся с установкой на исцеление, поэтому у врачевателя всегда должны быть хорошее настроение, добрый посыл.

По словам Баджи Раджабовой, эффекта может не быть, если лечить болезнь, а не пациента. Необходимо устранить причину заболевания, тогда следствие исчезнет само по себе. Траволечение требует немало времени и сил. Больным необходимо набраться терпения, ведь результат придет не сразу. Нет таких лекарств, понюхав или глотнув которые сразу становишься здоровым.

Однако, когда речь идет о лечебном применении средств народной медицины, следует твердо помнить: любое самолечение при серьезных заболеваниях — это всегда сомнительный и опасный эксперимент над самим собой. Сегодня со страниц газет, журналов читателям предлагают множество рецептов от тех или иных болезней.

Но всегда следует помнить — то, что помогло одному человеку, может нанести вред другому. Все индивидуально. Даже двум больным с одинаковым заболеванием не может быть рекомендован один и тот же травяной сбор. Необходимо учитывать возраст больного, степень запущенности болезни. От этого во многом зависит результат.  

Следует отметить, что девять препаратов Раджабовой официально признаны не имеющими аналогов в мире. Ею впервые в России разработан метод лечения ожогов без перевязки, пересадки тканей и рубцовых пятен.

С помощью ее лекарств растворяются камни в почках, печени, желчном и мочевом пузыре, слюнных железах. Препараты повышают иммунитет, лечат язву желудка, анемию, хондроз, сердечно-сосудистые заболевания. Список этот можно продолжать долго.

Важно!

В практике целительницы немало случаев, когда она успешно лечила и от злокачественных опухолей.  

Сегодня Баджи Идаятовна работает в оздоровительном центре «Целитель», открытом постановлением Ассоциации народных целителей России, чьим представителем она является. На прием к ней приезжают из различных уголков Страны гор, из Сибири, из Москвы и зарубежья.

С 1999 года она имеет страницу в Интернете и занесена в Российский международный регистр комплементарной медицины, который издается на четырех языках и распространяется в 28 странах мира.

Ее приглашают на международные конгрессы народной медицины в разные страны мира.  

Баджи Раджабова — не просто целитель, она — медик и успешно использует в своей практике достижения современной медицины. С самого начала своей деятельности сотрудничает с диагностами и врачами. «У меня среднее медицинское образование, я защитилась по народной медицине.

Тема моей диссертации «Медико-социальная реабилитация малоимущих слоев населения Дагестана». Этим занимаюсь и по сей день. Мы должны рассчитывать на самые нуждающиеся категории населения. Кроме того, я разработала программу по реабилитации пенсионеров.

Многие регионы страны занимаются по этой программе», — продолжает она беседу.

Вообще, считает Баджи, неправильно называть фитотерапию нетрадиционной медициной как с исторической, так и с фактической точек зрения. Так как именно травы являются традиционным лекарством. «Сколько времени существует современная медицина? Несколько десятков лет.

Совет!

А за все предыдущие тысячелетия не вымер ни один народ, ни одна нация не погибла! Люди лечились в основном травами. Значит, это был традиционный, основной метод лечения. Так что фитотерапия традиционна. Но в нашем понятии траволечение — очень расплывчатый термин. Народ далек от понимания того, что это такое на самом деле.

В конце концов и народная медицина, и традиционная, пусть и разными путями, но к одной цели идут…», — говорит Раджабова.

https://www.youtube.com/watch?v=-06yy74pMuA

Своей целью она ставит не только лечить людей, но и научить их следить за своим здоровьем. Чтобы помнили: фунт предупреждения равен пуду лечения. Во многих болезнях виноваты сами больные.

Нередко люди относятся к своему здоровью халатно, обращаются к врачам только тогда, когда уже недуг прогрессирует. Баджи утверждает, что нет неизлечимых болезней, но есть люди, которые не поддаются лечению в силу своего характера.

Чтобы избавиться от недуга, построить заново свой дух и тело, нужна сила воли, а она есть не у всех. Вспоминая случай из своей практики, она рассказала, как однажды к ней пришел пациент, глядя на которого она поняла, что не сможет вылечить его.

Все, на что она рассчитывала, — лишь приостановить смертельную болезнь, но никак не устранить ее. Однако тяга к жизни у больного оказалась настолько велика, что он, к счастью, смог выкарабкаться и победить болезнь.

Итак, трава — это лекарство, но это и яд, если траволечением занимаются люди случайные. Только в руках специалиста дары природы способны творить чудеса.
 

Источник: http://dagpravda.ru/zdorove/travy-darujushie-zhizn/

Молодежь и наука

Из истории народной медицины Дагестана

(По материалам лечебника «Ханнал мурад»)

Манышев С. Б.

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия

e-mail: sergeymanyshev@

Методы и приемы народной медицины своими корнями уходят в далекое прошлое. Процессы, связанные с арабскими завоеваниями первых веков ислама, приводят к широкому усвоению народами различных регионов разнообразных знаний по различным отраслям науки, в том числе и медицины, которая находилась до арабской экспансии на низком уровне [6, c.

111-116]. Подобные процессы не обошли стороной и Дагестан – регион на территории современной России, который первым подвергся мусульманской экспансии.

Широкое распространение в Дагестане получают арабские медицинские трактаты, в том числе и широко известный труд Абу Али ибн Сины «Канон врачебной науки», вобравший в себя медицинские знания древнего Рима, Греции, Ирана, Индии, Средней Азии. Наиболее ранний из обнаруженных в Дагестане списков «Канона врачебной науки» датируется 1400 годом.

Внимание!

Распространение в Дагестане получают также медицинские трактаты других известных арабских авторов, таких, как Ибн ан-Нафис, Абу Бакр Мухаммад ар-Рази, а также комментарии на сочинения этих авторов [5, c. 204-206].

Впоследствии в Дагестане создаются оригинальные и компилятивные медицинские сочинения, в которых говорится о методах изготовления лекарств против различных болезней из минералов и средств растительного и животного происхождения, а также указываются методы использования и дозировка лекарственных препаратов [3, c. 68].

Большое распространение и известность на всей территории Дагестана приобрел медицинский справочник, написанный на лакском языке под названием «Дамадан» или «Ханнал мурад». Он представляет собой компилятивную работу – перевод на лакский язык с персидского известного медицинского справочника Мухаммада ал-Дайлами ал-Мазандарани под названием «Тухфат ал-муминин».

Многие кавказоведы, как дореволюционные, так и современные, сходятся во мнении, что справочник «Ханнал мурад» был переведен на арабский, а затем и лакский язык с персидского известным дагестанским энциклопедистом первой трети XVIII века Дамаданом ал-Мухи.

Вот что по этому поводу пишет известный дагестанский просветитель XIX века Абдулла Омаров: «Он (Дамадан ал-Мухи – С.М.) славился еще знанием медицины: и теперь еще существует его сочинение на казикумухском (лакском – С.М.

) языке, под названием Дамадан, в котором объясняется польза различных животных и растений для человека» [4, c. 53].

А. Омарову вторит и известный специалист в истории досоветской научной мысли народов Северного Кавказа М. А. Абдуллаев. «Чулак Сурхай-хан (дословно: «Безрукий Сурхай-хан» — правитель Казикумухского шамхальства – С.М.

) любил медицину и имел понятие о ней. «Тухфат ал-Муминин» достался ему во время захвата им Шемахи и последовавшего затем грабежа в городе.

Хотя нет достаточной уверенность, можно предположить, что Сурхай-хан передал Дамадану эту книгу с просьбой перевести на арабский язык» [1, c. 124].

Однако в литературе содержится и другое утверждение, высказанное в обобщающем труде по истории здравоохранения Дагестана Р. Ш. Аликишиевым, который пишет, что Дамадан ал-Мухи «в 1714 году по заказу Сурхай-хана Казикумухского написал от руки на арабском языке медицинское сочинение «Ханнал мурад», переведенное впоследствии Гаджи Кунинским на лакский язык» [2, c. 21].

Важно!

Спор по поводу авторства перевода на лакский язык лечебника разрешает один из его списков, который был опубликован в извлечениях на лакском языке. В преамбуле настоящего сочинения говориться следующее. «“Тухфат ал-муминин” была лучшей мудрой книгой того времени.

Дамадан-афанди перевел ее с фарси на арабский язык.

По велению Сурхай-хана – царя Дагестана, истинно верящего в ислам, ценителя учений алимов, защитника религии, бедных и врага эксплуататоров, владельца ума и шашки, сына Гарай-бега – книга написана на лакском языке в пользу хану и тем, кто не имел возможности прочитать ее на арабском языке. Если в книге есть неточности, не к месту употребленные слова, прошу читателя указать на эти недочеты, не ругая меня. Эту книгу я назвал “Мечта хана” В конце месяца рабби ал-ахир, 17 числа в пятницу, тысяча сто сорок седьмого года, Хачмас-кала» [7, c. 74].

Таким образом, из текста приведенного отрывка ясно, что Дамадан ал-Мухи по велению Сурхай-хана в крепости Хачмас перевел с персидского на арабский, а затем на лакский язык медицинский трактат «Тухфат ал-Мумини» и назвал его «Мечта хана» («Ханнал мурад») приблизительно в 1730 году.

В литературе также содержатся противоречивые сведения о степени распространенности указанного лечебника. Абдулла Омаров в своих «Воспоминаниях муталима» пишет: «Упомянутая же мной книжка, составленная Дамаданом Мухинским, в которой объясняются свойства некоторых растений и животных, на казикумухском языке, мало употребительна у мулл» [4, c. 67].

Я не могу согласиться с этим утверждением. На широкое распространение по всей территории Дагестана лечебника «Ханнал мурад» указывает как большое количество его списков на лакском языке, так и найденные рукописные копии или их фрагменты на аварском и даргинском языках, которые использовались народными лекарями вплоть до 30-х годов XX века [1, c. 124; 3, c.

68 – 71].

Можно говорить о том, что разночтения в рецептуре и применении лекарственных средств в разных списках медицинских трактатов объясняются тем, что в конкретных селах, у конкретных лекарей были и свои рецепты и методы врачевания. Объясняется это разнообразием климатических и природно-географических зон на территории Дагестана.

Дагестанские лекари широко использовали в своей практике различные лекарственные растения, что нашло отражение и в местной медицинской литературе.

Немаловажным фактором в охране здоровья и продлении жизни являются и пищевые пристрастия и система питания горцев Дагестана. Употребляемые систематически и в больших количествах травы оказывали, несомненно, благотворное влияние на общее состояние здоровья населения.

Совет!

Вот какая характеристика крапивы содержится в «Ханнал мураде»: «Увеличивает молоко [у женщин в период кормления грудью], обладает мочегонным эффектом, в критические дни стимулирует отток крови, улучшает цвет лица. Полезна всему пищевому тракту.

Если ее сок капать в нос, то кровотечение останавливается. Помогает при созревании фурункула, если крапиву положить на него. [Перемешав] с солью прикладывать к месту укуса бешеной собаки. Крапива полезна при астме, при опухолях, болезнях почек и селезенки.

Особенно полезны семена крапивы при лечении указанных болезней» [7, c. 77].

Согласно «Ханнал мурад», белый виноград обладает разнообразными лечебными свойствами, среди которых мочегонный эффект. Сок белого винограда помогает устранить колики, а масло из косточек применяется при лечении фурункулов [7, c. 74 – 75].

При малярии и холере рекомендуется применять отвар базилика. Также рекомендуется нюхать базилик перед сном, так как его эфирные масла оказывают успокаивающее, тонизирующее действие. А его семена обладают антитоксическим действием и могут применяться при отравлениях ядами [7, c. 75].

Универсальным во многих отношениях средством являются и плоды грецкого ореха. Очищенные и неочищенные плоды применяют при простуде, кашле, запоре.

Варенье из зеленого ореха рекомендуют при коклюше и дифтерии, а также при болях в зубах. Ореховым маслом рекомендуется смазывать голову при мигренеподобных болях, а также использовать при воспалительных заболеваниях ушей.

«Орех полезен как всем внутренним органам, так и внешним» [7, c. 76].

Приведенные в лечебнике Дамадана ал-Мухи сведения по применению тех или иных растительных средств в лечении заболеваний носят энциклопедический характер. Поэтому «Ханнал мурад» может считаться своеобразным путеводителем, раскрывающим разнообразные лечебные свойства флоры Кавказа.

Источник: http://textarchive.ru/c-1169128-p11.html