Русская народная медицина до и после принятия христианства

Последствия принятия Русью христианства

русская народная медицина до и после принятия христианства

988 год вошел в историю как время крещения Руси, обращения славян, собранных под рукой киевского князя, в православную веру. Крещение — единственный в мировой истории пример быстрого и относительно безболезненного внедрения нового вероисповедания на территории огромного государства.

Крещение Руси

Христианизация далеко не всегда протекала гладко. С X века сохранилось множество свидетельств насильственного внедрения новой веры в народные массы.

Склонить славянские племена к православию князь Владимир поручил своим воеводам, среди которых особым доверием пользовался дядя князя, Добрыня.

Да-да, тот самый Добрыня Никитич, хорошо известный нам по былинам и сказаниям. «Крестил Добрыня мечом, а Путятя огнем» — эти слова весьма точно описывают процесс насильственной христианизации населения.

Показательные казни язычников, отрицавших новую веру, и породили эту поговорку.

Внимание!

Но у сопротивления крещению есть своя подоплека: с приходом на славянские земли Церкви на крестьянские подворья и хозяйства налагался новый налог – церковная десятина.

Одна десятая часть от полученной прибыли, от собранного урожая или приплода скота должна была отдаваться в пользу церковников.

Многие историки полагают, что десятина стала одним из основных «камней преткновения» в процессе христианизации.

Однако сопротивление процесс внедрения христианства встречал далеко не везде.

Благодаря исконной веротерпимости и миролюбию славян, а также из-за долгого соседства с христианскими проповедниками, которых Византия охотно отправляла на славянские земли, во множестве мест массовое крещение проходило достаточно мирно.

Конечно, если бы на активное содействие центральной власти, не силовой нажим князя Владимира, то христианизация Руси растянулась бы, вероятно, на столетия. Русская Церковь с момента своего появления всегда опиралась на центральную власть, полагаясь на мощь государства, взамен оказывая содействие его интересам.

Последствия христианизации Руси

Многие исследователи полагают, что принятие православия было не только хорошо продуманной акцией со стороны князя Владимира, но и неким душевным порывом, признаком раскаянья за братоубийство и разгул. Как бы то ни было, но не сказать о тех политических и социальных последствиях, которые принесла христианизация Киевской Руси как государству, нельзя.

Благодаря мощной поддержке Византии, которую Русь получила после крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как Европы, так и Азии.

Помимо этого, принятие христианства позволило активно начать налаживать отношения с теми государствами, которые исповедовали ту же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, славяне начали развивать торговые отношения с европейскими странами.

Важно!

Впоследствии эти контакты принесут не только экономическую, но и политическую выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на мировой арене.

Начав крещение «сверху», то есть сначала окрестив себя, свою семью и ближайшее свое окружение, Владимир создал центральную вертикаль власти. Церковь стала той силой, которая объединила разрозненные славянские племена и укрепила княжескую власть.

Существуя независимо друг от друга, эти два института – церковь и государство – всегда действовали сообща.

Церковь направляла свои силы на устроение государства и поддержку центральной власти, государство же, в свою очередь, способствовало процветанию церкви.

Именно христианство стало центральной духовной силой, сплотившей народ. И даже в период государственной раздробленности XII века Церковь оставалась неизменной, помогая славянам чувствовать себя единой нацией.

Еще одним немаловажным последствием можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов – прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали настоящей обязанностью христианского духовенства.

Влияние христианства на культуру Древней Руси

Появление христианства с его богатыми традициями не могло не оказать влияния на культуру славян. Новая вера требовала новых обрядов – и по всей стране активно строились храмы и монастыри.

Храмовая архитектура, изначально копировавшая византийский стиль, очень быстро попала под влияние исконных славянских традиций. И памятники древнего зодчества наглядно это демонстрируют.

Хорошим примером такого влияния может стать Софийский собор в Новгороде.

Совет!

Христианизация распахнула двери и литературному творчеству. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия богослужение велось на понятном всем языке, соответственно, и вся церковная литература тоже переводилась на старославянский. Очень быстро монастыри и храмы обзавелись собственными библиотеками, причем далеко не все труды в них были переводными – на Руси появились свои авторы духовной литературы.

С распространением письменности толчок к развитию получила и история. Фиксирование происходящих событий или летописание стало добровольной обязанностью православных монахов. Именно потому до нас дошли письменные свидетельства о становлении христианства и о развитии русской государственности с X-XII веков.

Но главную свою роль христианство сыграло в процессе единения Руси. Православие стало тем стержнем, вокруг которого из разрозненных славянских племен начала формироваться единая нация. Духовное, культурное, социальное единение, которые обеспечивало христианство, стало катализатором объединения Руси, создания единого государства с единым народом на его территории.

Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/posledstviya-prinyatiya-xristianstva.htm

Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси

Языческая медицина, народная, монастрыская и светская медицина Киевской Руси

Поиск Лекций

Народная медицина. В народе сохранялось народное врачевание-языческое кудесничество и знахарство.Это нетъемлемая часть языческой культуры русского народа.

Во врмена язычества врачевание включало в себя реальное знание целебных сил природы и веру в её чудодейственные травы.Врачеватели-язычники были среди волхвов( предсказатели ).Врачеванием занимались ведуны, ведуньи и ведьмы и т.д.

В народе они считались посредниками между человеком и таинственными силами природы.Они представляли. языческое древнее сосоловие древней дохристианской руси.

Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них говорится в «Русской правде» — свод русских законом составленным при Ярославе Мудром.В одном из зауонов устанавливалась оплата труда лечцов:от обидчика 3 гривны пени и сверх ттого кто будет это лечить.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавались от отца к сыну(«семейные школы»).

В лечебной практике они широко использовали разные средства растительного и животного происхождения(бодяга, подорожник, крапива; мед, печень трески, кобылье молоко).Лечебным средством обладали и минеральные вещества, Например, женщины носили украшения из рубина для облегчения родов и др.

За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди, и великие князья.

Впоследствии опыт народного врачевания был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, в которых содержатся описания средств и приемов русского врачевания как времен христианской Руси, так и языческих времен.

Монастырская медицина: начали развиваться монастырские больницы после принятия христианства.

В религиозном сознании Средневековья болезнь часто воспринималась как наказание, а порой расценивалась как результат вселения бесов.А исцеление как духовное прощение.

Внимание!

Ранние сведения о монастырских лечебницах относятся к 11 веку.Первые больницы при монастырях были построены в Киеве и Переяславле.В никоновской летописи было записано, что в 1091 году Ефрем поставил в Переяславле каменную церковь, устроил больницы и приставил к ним врачёв.

Одна из самых известных больниц в Киевско-Печерском лавре также это был первый русский монастырь, основанным в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.Со всей Руси приходили раненые и больные.Тяжелобольных нередко подстригали в монахи.

Монахи-подвижники прославившиеся своим врачебных искусством: Антоний-постиг основы врачебного знания.Алимпий-излечивал прокаженных, использовал иконописные краски как мазь для лечения заболеваний кожи.Агапит- ученик Антония, исцелил внука ярослава мудрого .

Сложились первые сведения о враченой этике.

Древнерусские монастырские больницы были очагами просвещения.Так как в них собирались греческие и византийские рукописи и обучались медицине.Вот одни из них:»Христианская топография»,»физиолог» и самый популярный «изборник» где было изложены вопросы богословия, мироведения.

Основная цели русского перевода изборника(Иоанн) связать общественные отношения на Руси с нормами христианской морали, также там приведены некотрые советы по питанию, описаны некоторые болезни, говорится и о лечцах-резалниках, которые умели ампутировать, делать лечебные прижигания.

А в древнерус литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправках.

Светская медицина: существование вольных врачей и вольной врачебной практики. В отличии от мронастырской, эта медицина была платной.

В Киеве в 11-12 веке практиковал врач-армянин, имя которого неизвестно, он умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного. Еще один известный вольный врачеватель это Петр, он работал при дворе князя Николая Давыдовича.

Монастырская и светская медицина постоянно конкурировали между собой.

Важно!

Христианство вело борьбу с могущественным язычеством,доходило до того что сжигали на кострах волхов и кудесников.

11.3 Древнерусские лечебники и травники.

В лечебной практике широко использовались разные средства растительного,животного и минерального происхождения.

Большой популярностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни,крапивы, подорожника,а также лука,чеснока и многое другое.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед,сырая печень трески,кобылье молоко и панты оленя.

Прекрасным лечебным эффектом обладали средства минерального происхождения.При болях в животе принимали внутрь растертый камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили на шее камень из яхонта.

11.4 Санитарное дело:в. древнерусском государстве в 5-14 столетий по уровню развития опрежали страны западной европы.

об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на его территории было найдено множество усадеб и построек.

на улицах были деревянные мостовые, найдено большое количество предметов гигиенического обихода, вскрыты гончарные идеревянные водопроводы и водосборники.

Издавна неотъемлемой частью медико-санитарного быта была русская паровая баня, то что через кожу, в результате обильного потоотделения, выделялись вредные вещества.

Совет!

Баня была самым чистым помещением в усадьбе.Помимо прямого назначения,баню использовали как место где принимали роды,вправляли вывихи,лечили простуду и болезни,растирали лекарственными мазями.

Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора.

12.МЕДИЦИНА В АРАБОЯЗЫЧНЫХ ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.)

История

Область.расселения арабских племен был полуостров Аравия.

Стремление преодолеть племенную разобщенность, выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама.Ее основоположник—Мухаммед (ок. 570— 632 гг.

) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умма), положившую начало первому исламскому государству.

В результате последующих арабских завоеваний это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу — Халифат.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s36836t5.html

Медицина Древней Руси

О медицине Древней Руси знания имеются по большей части противоречивые и малодостоверные. Во всяком случае, если говорить о дохристианском периоде.

И все же благодаря раскопкам, письменным свидетельствам, а в основном – тем самым древним народным знаниям, которые передавались из поколения в поколение, и сегодня дают право говорить о существовании русской народной медицины, мы можем восстановить некоторые факты.

Медицина скифов

Скифы – предки славянских народов, представляли собой разрозненные племена, населявшие обширную территорию Восточной Европы. Но это были не дикари, а представители развитой для своего времени цивилизации, о чем есть свидетельства их античных современников, в числе которых был и знаменитый Гиппократ.

Побывав во времена своих странствований в Скифии, Гиппократ затем подробно описывал населяющие ее народы в одной из своих книг. В число описаний также входили болезни и методы лечения. Так была описана «мазь Медеи» из сока малоизвестного растения, произрастающего на этой территории, спасающая от ран и ожогов.

На основании рассказов Плиния можно сделать вывод, что скифы уже в те времена культивировали многие лечебные травы, разводя их в садах. И, возможно, именно от них впоследствии переняли подобный опыт сами греки.

Но кроме траволечения, скифы были сведущи в хирургии, о чем свидетельствуют рисунки на древних вазах. А Геродот, который был в этих местах еще в V веке до нашей эры, описывал неких колдунов и чародеев, а позднее – жрецов, умеющих лечить людей.

Волхвы и знахари

Скорей всего именно от скифов получили и свои знания древнеславянские языческие волхвы. Славянские племена формировались на границе новой эры параллельно с постепенным исчезновением скифских племен.

Их мифология отличалась от скифской, которая была ближе к греческой, а поскольку религия формировала общество, она также оказывала непосредственное влияние на медицину.

Что, впрочем, никогда не мешало перенимать и использовать ценные знания, которые можно было получать от предков и соседей, а также опытным путем.

Волхвы были не только жрецами, которые проводили обряды поклонения языческим богам. Это были люди знания, которое передавалось только от одного волхва другому. Именно поэтому тайны исцеления они хранили бережно, возможно, понимая, что они могут спасти им жизнь в критической ситуации.

А поскольку письменности у древних славян не было, или же она была мало распространенной, знания по традиции передавались от поколения к поколению. И впоследствии из потомков волхвов стали выделяться колдуны и знахари, которые непосредственно занимались лечением. Этих людей боялись, но и весьма уважали, ведь от них зависело здоровье и даже жизнь обычных жителей.

В военных походах им вообще не было цены, поэтому таких людей очень берегли.

Заговоры и заклинания

Древнеславянские заговоры можно считать одними из основ древнейшей медицины. При их составлении колдуны и ведуны часто обращались к божествам, отвечающим за определенные силы природы – ветер, воду, месяц.

Считалось, что с помощью их сил, которые призывались во время заговоров, болезнь можно вынуть из тела человека и передать ее на какой-либо неодушевленный предмет. Для того чтобы изгнать болезнь, применялись веники и прутья.

Болезнь просто выметалась за порог, а острые перевернутые вилы у порога не пускали ее обратно.

Лечение продуктами растительного и животного происхождения

Но лечили не только заговорами. Теперь можно догадываться, что никакой заговор не помог бы без применения лекарственных средств, приготовленных из растений с использованием животных продуктов.

С древних времен и до сих пор известны лекарственные отвары и настои из крапивы и полыни, багульника и подорожника, липы и березы. Особым уважением пользовались лекарства из хрена, чеснок и лука.

И конечно же, широко применялся мед – самое лучшее лекарство от многих болезней, начиная с обычной простуды.

Одним из самых распространенных методов лечения и профилактики по сей день применяют некоторые рисковые люди. Он заключался в том, что человек находил в лесу большой муравейник, раздевался догола и бросался в него на одну–две минуты.

Если остаться больше, можно просто погибнуть от укусов, а одна минута давала такое количество полезного яда, который лечил буквально все болезни, во всяком случае так было принято считать в время.

Внимание!

Это была известная теперь муравьиная кислота, но тогда о ней никто не знал, и скорей всего такой метод был изобретен случайно.

Среди других популярных действующих средств были кобылье молоко, печень трески, панты пятнистых оленей, медвежья желчь и другие вытяжки и внутренности разных животных, которые варили, принимали сырыми, а также сушили и стирали в порошок, а затем добавляли в мази и отвары.

Лечение веществами

Среди веществ, применяющихся для лечения как по отдельности, так и в составе различных мазей и снадобий были ртуть и серебро, мышьяк и медный купорос.

Традиционно использовалась сила камней – например, яхонт облегчал роды, гранат избавлял от головной боли, жемчуг носили от сглаза, а толченый изумруд применяли как противоядие.

Было широко распространено ношения всевозможных защитных оберегов и амулетов.

Бани для здоровья и чистоты

Традиция использовать баню, чтобы снять усталость и зарядиться бодростью дошла из седой старины до наших дней. Но помимо этого баню можно отнести в разряд традиционных лечебно-терапевтических методов. Чем не терапия – попарить с дубовым веничком ревматическую поясницу? А чтобы отошла мокрота использовали распаренный березовый веник – лучшее лекарство от простуды.

Хирургия

Развитие хирургии было обусловлено необходимостью оказывать помощь раненым в сражениях. Врачи обычно использовали для лечения ран мази, грибные мицелии и древесный мох. Хирургов, которых называли «резалниками», было немного.

Они в основном занимались ампутациями конечностей и зашиванием ран, но умели проводить и более сложные операции по чревосечению и трепанации. О том, какие при этом использовались инструменты, сведений не сохранилось.

Известно, что для проведения операций использовалась «лекарская лавка» по типу операционного стола. Для обезболивания применяли настойку опия или экстракт красавки.

Монастырская медицина

Вместе с крещением Руси изменилось отношение к больным и принципам их лечения. Произошло это благодаря появлению монастырей, где страждущие всегда могли получить помощь. Впервые забота о здоровье людей приобрела массовый характер.

Таким образом, во время эпидемий, бывших не редкостью в те времена, многие могли надеяться на помощь. Особенно это касалось обездоленных людей. Постепенно при монастырях стали открываться лечебницы и госпитали, где лечили всех кто нуждался.

Эта практика пришла вместе с христианством из Византии, где монастыри во время больших эпидемий превращались в госпитали.

Киево-Печерский монастырь, построенный в XI веке, стал первым таким местом.

Его основатель Феодосий Печерский предложил организовать первую государственную систему, в которой монастырь становился центром опеки над больными.

Со временем в этом монастыре появилось множество талантливых целителей, которых нарекли чудотворцами, и даже после по сей день их мощи, хранящиеся в Киево-Печерской лавре, считаются святыми и чудотворными.

Вначале монастыри играли роль приемного покоя, где принимали, осматривали и направляли больных к соответствующим врачам – лечцам.

В XII веке князь Никола Святоша, внук киевского князя Святослава Ярославича, отрекся от княжеского титула, стал монахом, и все свои деньги пустил на создания лечебницы при монастыре.

Важно!

В ней лечили местных монахов и паломников (странников), а называлось сие учреждение странноприимным домом.

Никола Святоша был человеком, страстно стремившимся к знаниям. Немалую часть средств он потратил на организацию и пополнение книгами монастырской библиотеки. Скорее всего, в нее вошли книги и по врачеванию, возможно, в том числе авторства знаменитых древнегреческих лекарей. Потому что вскоре Святоша прославился как чудотворец, исцеляющий больных.

С приходом христианства многие народные лекари и волхвы подверглись гонениям. Но были и те, которые приняли перемены как неизбежность времени и стали применять свои знания и умения в новых условиях.

Возможно, именно таким знахарем был монах Агапит, который прославился лечением своими зельями и однажды вылечил безнадежно больного сына Владимира Мономаха.

Другой известный лекарь – преподобный Алипий был иконописцем, но заметил, что краски могут обладать лечебными свойствами и стал лечить ими больных, исцеляя даже прокаженных. 

Источник: http://xn--80aafyrjrx8f7a.xn--p1ai/info/165-meditsina-drevnej-rusi

Народная медицина. Передача медицинских знаний

Направления в медицинœе IX–X IV в в

В Древней Руси существовали три основные формы врачевания:

1) народное врачевание. Люди, которые им занимались, назывались кудесниками и знахарями;

2) монастырская медицина (в основном получила распространение после принятия на Руси христианства);

3) светская (или ее еще называют мирской) медицина, появившаяся во время правления Ярослава Мудрого. Она же носила название иноземной.

Совет!

Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней – кожных, внутренних, также были костоправы, ʼʼпочечуйныхʼʼ дел мастер (лечение геморроя).

Народная медицина — ϶ᴛᴏ древнейшая ветвь медицины в истории России. По сути, корнями ее было язычество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ исповедовали славянские племена до объединœения и создания государства и до принятия христианства.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, момент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим.

С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелœетие уже исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.

В наше время известно изрядное количество случаев, когда научная медицина оказывалась бессильной перед каким-нибудь случаем заболевания, даже несмотря на то что достигла наивысшего теоретического и практического развития и технического оснащения.

И были случаи, когда буквально ʼʼиз гроба вытаскивалиʼʼ человека и возвращали ему здоровье люди, владеющие навыками народной медицины. С развитием и ростом Русского государства народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья простых людей, так как не существовало более доступной врачебной помощи.

Ситуация изменилась во второй половинœе XIX в., когда появились первые земские учреждения и собственно земская медицина.

Никто не может объяснить, почему, но забота о здоровье всœего народа русского мало интересовала правителœей Русской земли очень долгое время. Существовали вплоть до конца XVII в.

Внимание!

Лишь ʼʼгосударевы врачиʼʼ, которые лечили государя, семью его и особо приближенных лиц. Петр I пытался изменить ситуацию, но радикальных преобразований не добился, сделав медицину доступной для привилегированных слоев населœения.

Надо сказать, что на тот момент ему и не приходила мысль о том, что помощь врача нужна всœем слоям общества.

Лишь Александр II, отменивший в 1861 ᴦ. крепостное право и проведший большое количество преобразований во всœех сферах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности медицинской помощи, провел земскую реформу и ввел земскую медицину.

Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целœебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.

Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников между исцеляющими силами природы и человеком.

Боялись их потому, что верили, что они могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Οʜᴎ занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.

Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.

По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Οʜᴎ стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну.

Важно!

Лечцы широко использовали в своем делœе не только растительные средства (такие, к примеру, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.

) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минœерального происхождения, к примеру растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин.

Наиболее известным целœебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это исконно русское и в переводе означает ʼʼбогатырь-водаʼʼ.

Первое упоминание о лечцах было найдено в ʼʼРусской Правдеʼʼ – древнейшем своде законов. Свод данный был составлен еще при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим ʼʼУставомʼʼ (1113–1125 гᴦ.).

Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинœен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целœебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности.

К сожалению, нам досталась в наследство лишь малая толика тех источников, так как большинство из них погибло или было украдено во время войн.

Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.

Источник: http://referatwork.ru/category/meditsina/view/589878_narodnaya_medicina_peredacha_medicinskih_znaniy