Руская народная медицина

Русская народная медицина

Я тут любопытную вещь за собой заметил. На фоне общей истерии ко всему «натуральному» и народной медицине, сегодня, принимая с утра ванну, понял, что я-то народной медицине не доверяю.

Поймал себя на этом, когда понял, что с большим недоверием разглядываю маску для волос с названием типа «Секреты бабушки Агафьи» или как-то так, с задорной бабулькой на тюбике и надписью про лук, репейное масло и прочие «травки».

Когда это у меня случился такой скачок в сознании, я не заметил, раньше, кажется, мне народная медицина нравилась, а тут прямо полярность сменилась. Наверное, какая-то критическая масса накопилась.

Внимание!

Анализируя своё восприятие, я понимаю, что в народную медицину не верю. В самом деле, это больше похоже на миф, чем на знание. Никто никогда не скажет в каком отрезке истории существовала эта медицина, каково соотношение ею выхожденных к умершим, кого из исторических личностей вылечила, в общем, ничего конкретного.

Воспоминания об этом похоже на воспоминания о любимой детской игрушке — неопределённые и приятные, до тех пор пока эту игрушку не встречаешь в ящике со старыми вещами. И понимаешь, что всё это, конечно, мило, но современные игрушки дадут этой фору.

На фоне громадной детской смертности (что подтверждено исторически), когда умирали от болезней, от которых сейчас не умирают (от аппендицита, например, да и вообще от чего угодно, что требует инвазивного вмешательства), о каких чудесах медицины любых лет можно говорить? Я, вот, изучением своих предков занимаюсь, три поколения назад отматываешь и всё, мрут, как мухи.

Что могла знать неграмотная бабка из забытой богом деревни, откуда эти знания у неё могли появится? От предков? А у предков откуда? Я так представляю, знания добывались на месте, «не умер от такой-то травки, значит помогло» — вот все знания. Никакого систематического наблюдения за больными, никаких экспериментов (далеко не все современные учёные умеют это правильно делать, откуда это бабке уметь?), никакого обмена опытом (с кем? как?).

С этой точки зрения в какую-нибудь китайскую или персидскую медицину ещё поверить можно, там хоть научная школа есть, но китайские труды я не читал, а вот чем лечил Авиценна знаю, вам не понравится, хотя для своего времени он был умница и гений.

Второй вопрос — куда эти знания делись. Кто-то ходил по домам и вырезал знахарок? У нас инквизиции не было, «ведьм» не жгли, возможно, конечно, церковь постаралась за последнюю тысячу лет, тогда другой вопрос — как до нас дошли «обрывки тайного знания», если грамотность была нулевая, а до крещения наши предки и алфавита-то не имели? «Передавались из поколения в поколение»?

Тысячу лет, по секрету, перед смертью бабушка шептала своей подросшей внучке «тайные знания»? И та всё это запоминала в этот же момент? Ведь, если вообразить, что была некая сила, которая запрещала это практиковать (церковь?), то возможности спокойно передать знания через каждодневную практику не было. Если запретительной силы не было, то где знания?

Можно, конечно, попытаться на большевиков всё свалить, но что тогда делать с огромной смертностью до революции?

Важно!

В общем, это мой сознательный анализ. А бессознательный выбор таков: из двух тюбиков я выберу тот, который к народной медицине отношения не имеет.

Источник: https://bolknote.ru/all/3909

Г. Попов — Русская народно-бытовая медицина

Здесь можно скачать бесплатно «Г. Попов — Русская народно-бытовая медицина» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Литагент «Остеон»74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Русская народно-бытовая медицина» читать бесплатно онлайн.

Читателю выпадает редкая возможность ознакомиться с редчайшей книгой, посвященной народной медицине, написанной не с мистических или суеверных позиций, не с позиций доморощенного знахаря, целителя или сочинителя, но с позиций просвещенного человека, дипломированного врача, сознающего всю сложность этого вопроса и всю необходимость русского человека обращаться к знахарям и целителям. Для широкого круга читателей.

Д-р медицины Г. Попов

Русская народно-бытовая медицина

Вторая жизнь запрещенной книги

Когда автору этих строк впервые в руки попалась ксерокопия этой книги, больше всего он был изумлён штампом «Не копировать», красовавшемся на её титуле. Можно было бы, конечно, сделать скидку на придирки царских цензоров, которые таким образом пытались защитить тогдашних российских граждан от влияния суеверий.

Однако какие в 1903 году были средства копирования? Скорее всего, именно стараниями советских цензоров на книге была поставлена эта несмываемая печать, грозящая ослушавшимся всеми ужасами Гулага. Но после прочтения монографии д-ра Г.

Попова автор этих строк остался в еще большем недоумении – как и кому могло помешать, какую идеологию способно было оскорбить это скромное этнографическое исследование, посвященное быту и поверьям дореволюционного русского крестьянства? За что эту книгу продержали под запретом почти целый век? И лишь сейчас, когда с момента публикации этой книги прошло без малого 110 лет, и на проделанный нашей страной и нашей российской медициной путь стало возможным взглянуть с высоты более чем вековой давности, мне стало понятно, что больше нельзя, невозможно, и даже преступно далее скрывать от нашего народа этот важнейший и буквально энциклопедический труд давно забытого русского врача-интеллигента, столь старательно запрещавшийся прошлыми поколениями русского чиновничества.

Давным-давно доктор Попов (и неплохой, думается, доктор, судя по его разносторонним познаниям в медицине и санитарии), большой патриот отечественной медицины (судя по смелым и новаторским для своего времени предложениям, сделанным им в этой книге) и человек очень любящий свой народ и своё отечество (этой любовью дышит каждая страница его книги) написал обширный и изобилующий массой примеров труд, посвященный тому, какими странными, суеверными, религиозными и зачастую даже нелепыми средствами лечился русский народ на протяжении всей своей истории, вплоть до самого начала ХХ века. Порою автор даже как бы стесняется за своих соплеменников и чуть ли не рассыпается в извинениях перед просвещенным читателем за русского мужика, изобретавшего такие «фантастически-нелепые средства», от которых чересчур деликатную барышню могло бы и стошнить. Хотя тут же находит своему народу оправдание: в совершенно неразвитом в царской России медицинском, да и в целом народном образовании, в господствующей в деревнях антисанитарии, в малограмотности населения.

Прошел век… Напрасно вы, доктор, извинялись, за сиволапого мужика, которого в случае болезни неграмотная бабка-знахарка поила мочой – сегодня стаканчик-другой урины наши целители без тени смущения пьют перед телекамерами. Напрасно вы указывали на недопустимость приплетения суеверий в целях терапии болезней.

Сейчас наши газеты и журналы переполнены суеверными рецептами от всех болезней – как физиологических, так и нравственных, и уже не ветхие бабульки, а бойкие молодцы и молодухи предлагают исцеление именем и Божьим и бесовским от самых страшных заболеваний, только плати.

Ну и конечно, мать-сыра-земля и четверговая соль сохраняют свою целительную силу, если заказать их по интернету.

Совет!

Вы, доктор, с полторы сотни народных заговоров-молитв привели в своей книге – но в нынешней России их насочиняли уже сотни томов и продолжают сочинять и публиковать в интернете.

Но это всего лишь реалии нашей сегодняшней жизни – а как быть с мотивом? Понятно, что среди населения есть определенная прослойка людей, упорно не желающих трудиться и предпочитающих зарабатывать деньги, объявляя себя магами и целителями. Но их было бы в разы меньше, если бы в народе не было столь настоятельной потребности в целительстве.

Откуда в наш просвещенный век в промышленно развитой стране в нашем народе такая странная тяга к суеверным, фантастическим и просто мистическим средствам лечения? Не от того ли, что у него нет доступа к нормальной медицине?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вначале обратиться к фактам.

Нет, я не буду осыпать читателя сухой цифирью: к чему сравнивать 2014 год с 1903-м? За эти годы страна пережила две мировые войны, 4 революции (считая за революцию события августа 1991 г.

) и два развала страны (отсчитывая с Брестского мира). И в то же самое время многие параллели между Россиями (царской и сегодняшней) так и напрашиваются.

Г.

Попов описывает, как земские врачи разъезжали по дальним деревням, стараясь принять как можно больше народу – сегодня для того, чтобы облететь несколько населенных пунктов в Сибири привлекают малую авиацию, и этот позор даже не стесняются освещать по телевидению. Позор – потому что до сих пор в России некому лечить народ! Больницы, амбулатории и фельдшерские пункты в малых деревнях и селах закрываются под предлогом укрупнения и всё это выдается за заботу о народном здравоохранении!

Попов указывал на крайне низкую оплату труда врачей в Царской России. Сегодня, когда в Магадан официально приглашают врачей на заплату 50 тыс. рублей (по сегодняшнему курсу менее 1000 USD) – наши чиновники от медицины удивляются тому, что к ним на Колыму отказываются ехать молодые врачи.

И наконец, последний гвоздь в крышку гроба официозной Российской медицины – звучит цифрой из доклада тогдашнего министра здравоохранения и социального развития России Татьяны Голиковой «Об итогах работы Минздравсоцразвития России в 2010 году и задачах на 2011 год». «На сегодняшний день в России, сообщила она, насчитывается 3 193 193 медицинских работника, среди которых 626 458 врачей (19,6 %) и 1 338 672 средних медицинских работников (41,9 %)».

Для тех, кто не понял, сообщаю: из этой цитаты (применив 2 правила арифметики – сложить и отнять) следует, что в сегодняшней России врачей и медсестёр насчитывается чуть больше 60 %, а 40 % (СОРОК ПРОЦЕНТОВ!) из общего числа врачей – это ЧИНОВНИКИ ОТ МЕДИЦИНЫ! Именно эта серая масса нагрела руки на просроченных лекарствах, сверхдорогих томографах и распихивает по карманам все государственные средства, отпускаемые правительством на медицину. У них слишком большие аппетиты, чересчур объёмистые семьи и невероятно глубокие карманы. Поэтому в стране не хватает средств на заплату врачам и медсёстрам. И как следствие – русский народ, как и в старину, не получая квалифицированной медицинской помощи, сегодня, как и 200–300 и более лет тому назад (когда царскому чиновничеству было так же на него наплевать, как и сегодняшнему), идёт лечиться у знахарок и целителей.

Внимание!

Именно поэтому столь велика познавательная ценность книги доктора Г.Попова «Русская народно-бытовая медицина». Она наглядно показывает (и доказывает!) в каких нечеловеческих условиях способен жить, выживать и побеждать русский человек.

Многолетними трудами князя В. Н. Тенишева, по его мысли и по выработанной им программе, собран обширный и ценный этнографический материал, имеющий задачей всестороннее исследование жизни и быта крестьян великорусских губерний.

Материал этот доставлялся сельскими священниками, учителями, учительницами, землевладельцами, земскими начальниками, фельдшерами и, отчасти, самими крестьянами. Число таких сотрудников и корреспондентов», имеющих самое тесное и близкое отношение к народной жизни, достигло по 23 губерниям до 350.

Содержанием материала явились, главнейшим образом, личные наблюдения сотрудников и отчасти местные печатные источники.

Настоящая работа представляет посильную попытку со стороны автора разобраться в той части этою бытового материала, которая связана с вопросами народной медицины.

«Время оценит лучше нас и наши действия, и наши убеждения, а мы будем утешать себя тем, что и здесь, на земле, где все проходит, есть для нас одно неразрушимое – это господство идеи, и если мы верно служили идее, которая, по нашему убеждению, вела нас к истине путем жизни, науки и школы, то будем надеяться, что и поток времени не унесет ее вместе с нами».

Пирогов

Народная поэзия, с которой мы знакомимся в детстве и школе, личные наблюдения каждого в жизни и отрывочные газетные сообщения о различных, большею частью темных сторонах народной жизни, составляют почти единственный источник знаний о народе значительной части нашего образованного общества. Если исключить чисто научный, доступный только для немногих исследования некоторых духовных и экономических сторон народной жизни, у нас окажется очень мало других источников, откуда мы могли бы черпать свои сведения о народе в его целом: об его жизни и быте в связи с мировоззрением, суевериями, предрассудками, привычками народа и теми новыми условиями, который так изменили жизнь нашего отечества за последние сорок лет. Оттого большинство из нас склонно судить о народе лишь поверхностно и слегка и, обыкновенно, только и может сказать, что он беден, груб, невежествен и даже дик.

Источник: https://www.libfox.ru/635935-g-popov-russkaya-narodno-bytovaya-meditsina.html

Народная медицина

Народная медицина (далее по тексту — Н.м.

) — это совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыков, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней.

Передававшиеся из поколения в поколение устным путём, эти сведения нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, преданиях и закреплены в ряде письменных источников (лечебники, травники и др.).

При первобытнообщинном строе народная медицина была единственным видом медицины; первобытные люди умели лечить переломы, вправлять вывихи, имели представления о растениях, обладающих болеутоляющим действием, понимали целебное значение солнечных лучей и воды. С разделением общества на классы Н. м. получила распространение главным образом среди неимущего населения, существенное влияние оказывали на неё суеверия, мистические представления, открывавшие дорогу знахарству.

Медицина Древнего мира широко использовала опыт народной медицины. Так, богатым арсеналом лекарственных веществ, применявшихся в разнообразных формах (микстуры, втирания, компрессы и т.п.) пользовались врачи Двуречья.

Египтяне применяли с лечебной целью опий. Тибетская буддийская медицина видела основу терапии в использовании природных средств: «Нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного средства».

Народная гигиена — наиболее древняя отрасль Н. м. — заложила основу знаний, на которой развилась впоследствии научная гигиена . Выработанные эмпирическим путём гигиенические меры уже при рабовладельческом строе вошли в законодательства отдельных стран.

Так, вавилонское законодательство о «седьмом дне», в течение которого запрещались все виды работ, явилось своеобразной регламентацией труда и отдыха.

Литературные памятники Древней Индии содержат множество сведений о влиянии климата и времён года на состояние здоровья, о гигиене тела, значении физических упражнений и правильного питания для поддержания здоровья.

Тибетская медицина придавала большое значение воздействию на организм чистого воздуха и солнечных лучей, китайская народная гигиена — здоровому сну, чистоплотности и умеренности в еде.

Важно!

Сведения, накопленные народной медициной, отражены в произведениях крупнейших врачей Древнего мира — Гиппократа и Галена, а в последующем — в трудах Ибн Сины и многие другие. Научная медицина применяла и применяет многие лечебные методы Н. м., например иглотерапию.

В течение многих столетий у жителей Восточной Африки бытовал обычай лечить прогрессивный паралич при помощи лихорадочного состояния (больных сифилисом посылали в болотистые местности, где они заболевали тропической лихорадкой).

Кесарево сечение с успехом практиковалось жителями Центральной Африки и так далее.

В России использовали полынь при лихорадке, берёзовый сок для лечения гнойных ран, дёготь как дезинфицирующее средство, бруснику, морошку, рябину при цинге и т.д.

Многие обычаи и пословицы русского народа пропагандируют гигиенические меры: «Живи разумом — и лекарство не надобно», «От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт» и т.п. Запреты, облечённые на Руси в форму «греха», а у многих народов в форму «табу», зачастую выражают гигиенические требования.

Так, обычай есть яблоки лишь после «освящения» их в праздник Спаса по существу предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов; представление о «сглазе» новорождённого способствовало профилактике переохлаждения или заражения ребёнка при рассматривании его посторонними.

Русские обычаи и поговорки, имеющие гигиеническое значение, собраны русским писателем, лексикографом и этнографом Владимиром Ивановичем Далем в сборнике «Пословицы русского народа», где выделены в отдельный раздел «Здоровье и хворь».

Классики русской медицины: русский врач, один из основателей русской клинической школы Матвей Яковлевич Мудров, врач-клиницист Федор Иванович Иноземцев, врач-терапевт, основоположник физиологического направления в клинической медицине Сергей Петрович Боткин, русский терапевт Григорий Антонович Захарьин и их ученики изучали народную медицину и вводили в практику некоторые её приёмы. Историкам медицины Л. Ф. Змееву и Г. И. Скориченко принадлежат оригинальные исследования, касающиеся Н. м. Традицией русской медицины были уважение к рациональным основам Н. м. и непримиримая борьба с псевдоносителями народной медицины — знахарями, шаманами, «бабками» и т.п.

Совет!

Широко изучается лекарственная терапия травами, созданы научно-исследовательские институты лекарственных растений. Незаконное врачевание лицами, не имеющими медицинского образования, запрещено законодательством.

Дополнительные материалы о народной медицине можете почитать в этих книгах: Чаруковский А., Народная медицина, примененная к русскому быту и разноклиматности России, ч. 1 — 5, СПБ, 1844 — 1847; Скориченко-Амбодик Г. Г., Доисторическая медицина, СПБ, 1895; Змеев Л. Ф., Чтение по врачебной истории России, СПБ, 1896; Попов Г.

, Русская народно-бытовая медицина, СПБ, 1903; Российский Д. М., История всеобщей и отечественной медицины и здравоохранения. Библиография (996 — 1954 гг.), М., 1956; Цзинь Синь-Чжун. Китайская народная медицина, М., 1959; Богоявленский Н. А., Древнерусское врачевание в XI — XVII вв., М., 1960; Петров Б. Д., Очерки истории отечественной медицины, М., 1962. (В.

А. Базанов).

Источник: https://www.doctorate.ru/narodnaya-medicina/