Народная медицина севера диссертации

Современный взгляд на народную медицину севера

народная медицина севера диссертации

УДК 612.017.2

Хаснулин В.И., Вильгельм В.Д., Скосырева Г.А., Поворознюк Е.П. Современный взгляд на народную медицину Севера.-Новосибирск.-СО РАМН.-1999.-281С.

В конце XX-го века официальная медицина наконец начала понимать, что современные лечебные технологии, родившиеся  на основе западных научных достижений, оказались мало эффективными для терапии заболеваний у жителей Севера.

Вместе с тем, опыт коренных народов  приполярных регионов на протяжении многих столетий позволял им достигать практически кавказского долголетия с помощью методов народной медицины, традиционного для Севера уклада жизни и специфических для северян рационов питания.

Новые возможности соединения современных медицинских технологий с подходами северной народной медицины открываются специалистам с выходом новой монографии известных полярных ученых, соединивших на страницах книги последние данные о ведущих механизмах формирования патологии в высоких широтах с собранными на Севере Западной и Восточной Сибири рецептами народной медицины.  Монография подготовлена в рамках программ общественного здоровья Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Сибирского отделения РАМН, Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, НИИ возрождения обско-угорских народов.

Книга представляет интерес для врачей, этнографов, физиологов, экологов и других специалистов, решающих проблемы сохранения человека и его здоровья на Севере.

Под редакцией академика РАМН, профессора Л.Д. Сидоровой и академика АПМ и ЭЭЧ Е.А. Гаер

ISBN 5-93239-001-8

© В.И.Хаснулин, 1999

Прикрепленный файл — AttachmentРазмер
xm-med.rar 350.11 кб

»

Источник: http://hasnulin.pp.ru/node/12

«Народная медицина в системе культурной адаптации населения Европейского Севера: итоги и перспективы междисциплинарных исследований»

«Народная медицина в системе культурной адаптации населения Европейского Севера: итоги и перспективы междисциплинарных исследований»September 21, 2007

Программа междисциплинарного международного симпозиума “Народная медицина в системе культурной адаптации населения Европейского Севера: итоги и перспективы междисциплинарных исследований”. Скачать программу.

June 29, 2007

КОМИ НАУЧНЫЙ ЦЕНТP УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ

ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ

Уважаемые коллеги!

Институт языка, литературы и истории совместно с Институтом биологии Коми НЦ УрО РАН проводят 25-27 сентября 2007 г. междисциплинарный международный симпозиум : итоги и перспективы междисциплинарных исследований>.

Одним из важнейших механизмов адаптации этносов к окружающей среде является народная медицина, которая для компенсации возникающих в конкретных условиях нарушений физического и психического здоровья и поддержания необходимой для существования этноса продолжительности жизни активно использовала ресурсы среды обитания.

Традиционная система лечения и профилактики заболеваний, включавшая в себя лекарственные средства природного происхождения, физиотерапевтические и психотерапевтические методы, представления о здоровом образе жизни, в том числе о рациональном питании, нормах личной и общественной гигиены, была достаточно эффективна и сохранилась в модифицированном виде до наших дней. Впоследние годы в силу различных причин социально-экономического, этического планов заметно повысился интерес к традиционным способам лечения как со стороны населения, нередко рассматривающего народную медицину как альтернативу медицине научной, так и со стороны специалистов медико-биологического профиля, включающих народный опыт в свою практику.

В связи с этим особую актуальность приобретают междисциплинарные исследования традиционной медицинской культуры, итоги и перспективы которых предполагается обсудить на симпозиуме. К обсуждению предлагаются следующие вопросы:

  • локальные традиции в медицинской культуре народов Европейского Севера;
  • проблемы систематизации и сохранения традиционных медицинских знаний;
  • проблемы преемственности и сохранения этических и профессиональных норм в деятельности народных врачевателей; личность и практика народного целителя;
  • перспективы использования традиционных медицинских знаний в современной системе здравоохранения;
  • этноботанические исследования и разработка адаптогенных и имунномоделирующих препаратов для улучшения;
  • качества жизни и коррекции адаптивных реакций организма у условиях Севера.

Издание материалов симпозиума планируется осуществить в течение 2008 года.

Просим сообщить о возможности Вашего участия в работе симпозиума и предложить тему выступления с краткой аннотацией до 25 июля 2007 либо с помощью страницы “Регистрация” этого сайта, либо по электронной почте ilina56@mail.ru.

Дополнительная информация о финансовых возможностях оргкомитета по обеспечению участия в симпозиуме будет сообщена позднее.


Сопредседатели оргкомитета:
Володин Владимир Витальевич, д.б.н., заведующий лабораторией биотехноло- гии растений Института биологии КНЦ УрОРАН; Ильина Ирина Васильевна, к.и.н., с.н.с. отдела этнографии Института языка, ли

тературы и истории КНЦ УрО РАН


Адрес оргкомитета:
ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, ул.Коммунистическая 26, Сыктывкар,

167982

E-mail: ilina56@mail.ru

Источник: https://ib.komisc.ru/add/ethnomed/

Диссертация Народная медицина абхазов

Год: 2005

Номер работы: 159298

Аршба, Стелла Грантовна

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб

ВВЕДЕНИЕ Диссертационная работа посвящена проблемам этнографического изучения народной медицины абхазов с конца XIX века до наших дней.

При историко-этнографическом изучении народной медицины народов мира следует учитывать, что ее истоки уходят в древнейшую историю человечества.

Современной этологии хорошо известно об умении высших позвоночных заниматься «самолечением»: раненые особи зализывают кровоточащие раны, в случае ожогов пораженные места доступными способами охлаждаются и т.д. Исходя

Глава I. Народная медицина в комплексе рациональных знаний абхазов

Внимание!

ГЛАВА I. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА В КОМПЛЕКСЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ АБХАЗОВ Народная медицина абхазов в течение веков эмпирическим путем вырабатывала эффективные средства лечения различных заболеваний, наиболее распространенных в данной области.

При этом абхазами, как и другими народами мира, накоплен огромный опьгг в области фармакогнозии и фармакотерапии (поиски и употребление лекарственных трав, лечебных средств животного и минерального происхождения).

Рассмотренный нами материал свидетельствует, ч

§1. Фитотерапия в практике народной медицины

§1 Фитотерапия в практике народной медицины В народной медицине абхазов наиболее расгфостранены лекарства растительного происхождения, среди которых немало рациональных, проверенных многовековым опытом средств.

С лечебной -11- целью употребляются дикорастущие, садовые и огородные растения, технические культуры. Сфера лечебного применения растительных лекарственных средств довольно широка.

Почти нет такой болезни, в лечении которой абхазские народные врачеватели не прибегали бы к растениям. О

§2. Лекарственные средства животного происхождения

§ 2 Лекарственные средства животного происхождения Значительное направление в практике народной медицины абхазов связано с применением лекарственных средств животного происхождения.

Многолетние эмпирические наблюдения позволили опытным путем выявить разнообразные лечебные возможности, которые предоставляла богатая местная фауна. В традиционных представлениях абхазов с врачеванием был связан образ змеи.

Считалось, что змея, являясь долгожителем, сбрасывает каждый год с кожей «старость», охраня

§3. Лекарстве1шые средства минерального происхождения

§ 3 Лекарственные средства минерального происхождения Сурьма. Абхазские лекари приписывают сурьме силу вытягивать пулю из раны, когда она глубоко сидит (Информант: Гварамия Николай, 1937г.р., г.Ткуарчал). Белый мышьяк, белый камень.

«Белый и желтый мышьяк у кавказских горцев употребляется как едкие средства в огнестрельных ранах с раздроблением костей, для скорейшего отделения последних. На перевязку берется белого мышьяка от УА ДО '/г грана, желтого до 1гр.

Тот и другой в соединении с сюрьмо

§4. Хирургия (лечение ран, переломов, вывихов)

§4 Хирургия (лечение ран, переломов, вывихов) Особое место в абхазской народной медицине принадлежало лечению переломов и вывихов. По сведениям информантов, в прошлом практиковалась даже замена раздробленной кости ноги жеребячьей костью.

Этот же прием в костоправной практике адыгов отметила Н.Жардецкая, которая писала, что «есть старики, которые заменяют разбитые кости человека костями животного, что приводит к почти полному выздоровлению пострадавшего» [Жардецкая, 1940, с.59].

Профессия кост

§5. Бальнеолечение и климатотерапия

§5 Бальнеолечение и климатотерапия Природа одарила землю Абхазии уникальными минеральными источниками, которые местное население считает целебными.

Абхазские охотники и пастухи, хорошо знающие такие источники говорят, что они помогают от всяких болезней и добавляют: «Конечно, если Богу угодно помочь».

Наиболее известными минеральными источниками являются Ткварчельские теплые серные воды; pix целебные свойства были гавестны давно. Карла Серена, путешествовавшая по Абхазии во второй половине ХГ

§6 Диетология В профилактике многих болезней выявляется все большая роль состояния внутренней среды организма. А, как известно, на состояние внутренней среды большое влияние оказывает питание. По наблюдениям Я.В.

Чеснова, факторами здоровья у абхазов считаются некоторые виды пищи (копченая дичь, мацони); умеренные дозы алкоголя.

Важно!

Один из его информантов Арутан Гызба высказался по этому поводу следующим образом: «Еда дает крепость коленям и сердцу, но не есть причина долголетия. Последнее зависи

§7 Гигиена и косметика В народном быту абхазов сохранились самобытные средства и приемы гигиены и косметики (протирания, умывания, уход за телом, лицом, волосами и т.д.

) Так, косметическим средством является верхняя кожица корня воробейника лекарственного. При втирании ее сока в щеки появляется стойкий румянец.

Аналогичным эффектом обладает сок свежих ягод и молодых корней купены многоцветной, который вызывает румянец и, как считается придает женскому лицу свежесть и молодость. Гигиеническую

§8 Ветеринария В области народной ветеринарии абхазские лекари широко применяют лекарственные травы и умеют вмешиваться в патологические процессы хирургическим путем.

Абхазские животноводы могут определить и лечить следующие болезьш животных: апша «ревматизм» — исцеляющим лекарством является апшахуше (дословно переводится как «лекарство для ветра»), которое приготовляется из отвара хмеля абтеыбэа (дословно переводится как «козерог»); ажэзйа «сибирская язва» — ее лечат лекарством ажез^ахушвы,

§ 1. Представления о магических причинах болезней

§1 Представления о магических причинах болезней Для выяснения причины заболевания к больному абхазы приглашали вопрошательницу или знахарку, как это практиковалось и у многих других народов Кавказа. Как описывал А.О.

Яшвили, «Гадание -69- определяет причину болезни и способы лечения. Гаданием чаще занимаются женщины. Между ними есть пророчицы, которые выделывают всевозможные фокусы для того, чтобы убедить зрителей, что они говорят по внушению свыше.

При гадании употребляются восковые свечи, в

§2. Сакральные олицетворения болезней

§2 Сакральные олицетворения болезней В пантеоне божеств абхазов были представлены божества олицетворения болезней. Например, абхазам были известны божества оспы: Зосхан (мужск.) и Хания (женск.).

«Покровителя» оспы абхазы называли еще АхиЗосханом (Золотой Зосхан) [Салакая, 1974, с.24]. Известно, что страшная эпидемия оспы распространилась в Абхазии в 1864 году среди псхувцев и ахчипсхувцев; она «сильно покарала их» [Дзидзария, 1982, с. 197].

Интересные сведения очевидца принадлежат И.Пантюхов

§3. Магия в практике народной медицины

§3 Магия в практике народной медицины В абхазской народной медицине магия широко представлена во многих своих формах и типах. До конца объяснить роль магии в лечебном процессе невозможно, но несомненно, что она играет психотерапевтическую роль.

-84- Магический обряд лечения включает средства, вполне оправданные положительным лекарственным опытом.

Магические обряды, несомненно, вызывают, особенно при безраздельной вере больного в их целебность, значительный психотерапевтический эффект, кото

§4. Анимо-фетишистские аспекты народной медицины

§4 Анимо-фетишистские аспекты народной медицины В обрядах и верованиях абхазов сохраняются представления о здоровье как о чем-то вещественном, что можно получить от пррфоды.

У абхазов, как и у других народов, существовали представления о взаимосвязи человека и природы. Так, например, деревья считаются носителями жизненной субстанщш, которая при передаче человеку трансформируется в его жизненную силу и здоровье.

Интерес представляет обряд пролезания под корнем орехового дерева, который относит

§5. Музыка и танцы в народных методах лечения абхазов

§5 Музыка и танцы в народных методах лечения абхазов Разнообразные магические приемы лечения обьшно сочетались с эмоциональным воздействием на психику больного различных видов искусства (музыки, танцев и т.п.).

В этом отношении интересен старинный обряд «ачацшьара» — один из самых содержательных и -Ill- значимых обрядов в абхазской культуре. Этот обряд проводился для больных с переломами и тяжелыми ранениями.

Совет!

Суть его в том, что больному ни в коем случае не давали спать. Еще доктор Пирогов в

§6. Приметы, связанные с болезнями

§6 Приметы, связанные с болезнями Определенное место в народной медицине абхазов, как и многих кавказских народов, занимает вера в приметы. Ниже я приведу ряд примет, связанных с болезнями, в которые верят абхазы.

«Если змея ужалит и раньше тебя выпьет воды, то ты умрешь. Если уснуть во время захода солнца, будет болеть голова. Если человек чихнет, когда речь идет об умершем и не дернуть чихнувшего за ухо или не похлопать его по плечу, то он вскоре умрет.

Если обманешь собаку, то на глазу буд

Источник: http://www.dissforall.com/_catalog/t10/_science/167/159298.html