Народная медицина ногайцев

Ногайцы: обыкновенный геноцид

  Если российскую экспансию в Сибирь можно охарактеризовать как государственный рэкет, то колониальная политика на Кавказе ознаменовалось серией этнических чисток и депортаций. Среди пострадавших народов – ногайцы. Оказавшись под властью Российской империи они пережили настоящий геноцид.

Кубанский татарин (ногаец) и калмык

  Под ударами калмыков, в двадцатых-тридцатых годах 17 века, огромная Ногайская Орда прекратила свое существование.

После крушения государства простиравшегося на огромных просторах от Волги до Иртыша и от Каспия до Урала ногайцы начали покидать родные земли.

Часть народа осталась на берегах Северного Каспия, слившись, в последствии, с астраханскими татарами. Роды жившие на восточных рубежах Орды переселились на земли Казахстана, внеся свою лепту в формирование казахской нации.

Внимание!

  Большинство ногайцев перешли под покровительство Османской империи, поселившись на землях  Крымского ханства в Северном Причерноморье (современные Донбасс, Херсонская, Запорожская, Одесская и Николаевская области Украины).

В дальнейшем, после аннексии Крыма Россией в 1784 году, часть их переселилась в Добруджу (Румыния) став центом этногенеза румынских татар, часть выехала в Турцию, большинство же слилось с крымскими татарами.

Как напоминание о былом, эта группа крымскотатарского народа имеет свой особый степной (северный) диалект. 

  Наиболее трагически сложилась судьба тех, кто поселился на землях Кубани и Северного Кавказа. Именно здесь сформировался современный ногайский народ. Именно они подверглись страшному геноциду.

  10 июля 1774 года, по условиям Кючюк-Карнайджийского мирного договора, Крымское ханство становится марионеточным государством, полностью контролируемым Россией.

Такая же судьба постигла и кубанских ногайцев, формально пребывавших под юрисдикцией хана Крыма. Произошло это вследствие поражения Османской империи в российско-турецкой войне 1768 – 1774 годов.

Манифест Екатерины ІІ об аннексии Крыма и Кубани, 1783 г.

  8 апреля 1783 года Екатерина ІІ издает манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу», ознаменовавшем аннексию этих территорий. Декларировалось уничтожение независимости Крымского ханства и ногайского государства.

Произвести приведение к присяге всех «возвращенных в родную гавань» приказали Суворову, который к тому времени уже показал себя отменным карателем. На его совести было подавление поддержанного российским крестьянством казацкого восстания Емельяна Пугачёва (1774 год).

В последствии Суворов докажет, что достоин прозвища «каратель», устроив Пражскую (Прага – предместье Варшавы) резню поляков в 1794 году, за что он получил звание фельдмаршала, а также выступив душителем Великой французской революции во время Итальянского похода 1799 года, за что удостоился звания генералиссимуса .

А. Орловский. Резня устроенная войсками Суворова при взятии варшавского предместья Праги, 1810 г.

  Для приведении ногайцев к присяге на верность Российской короне Суворов проявил творческий подход: 28 июня, под предлогом празднования дня восшествия на престол императрицы Екатерины ІІ была устроена грандиозная пьянка.

Российские офицеры и ногайская знать употребили 500 вёдер водки, 100 быков и 800 баранов.

Не смотря на выпитое, большинство ногайских лидеров отказались принять блага «русского мира» или переселится за реку Кубань, во владения Османской Порты.

Важно!

  Ногайцы восстали. 11 августа участники ногайского национально-освободительного движения попытались атаковать российский пост на реке Орак Йылгасы, но потерпели поражение от лучше вооруженных захватчиков. 23 августа пятитысячный ногайский отряд попытался взять штурмом Ейск. И снова неудача. Артиллерия оккупантов рассеяла легковооруженную конницу ногайцев.

  Тем временем Суворов откалывал трюки в духе «нас там нет». В сентябре 1783 года, получив известие о ногайском восстании, он инсценирует свой отъезд в Полтаву.

Устроив пышные проводы загримированному под Суворова солдату, сам «великий полководец» начинает скрытную переброску войск в районы контролируемые восставшими. Передвижение отрядов карателей производилось только ночью, тщательно скрывая своё присутствие.

Чтобы застать врасплох ногайских воинов во время рейда не разводили костров, днём отсиживались по камышам да буеракам, и даже копыта коней обмотали войлоком и тщательно смазали подводы, дабы производить поменьше шума.

  Также тайно суворовские «чудо-богатыри» форсировали в брод реку Лаба, и ранним утром 1 октября вышли к селению Керменчик, где располагались отряды повстанцев.

Сохранился приказ по армии, с характерными особенностями суворовского стиля: «Войскам отдыха нет до решительного поражения, истребления или плена неприятеля. Если он не близко, то искать везде, пули беречь, работать холодным оружием».

Ну как не вспомнить другой афоризм Суворова: «Пуля – дура, штык – молодец!».

  15 драгунских эскадронов,10 полков донских казаков и 15 рот артиллерии обрушились на ничего не подозревающих повстанцев во время совершения утреннего намаза.

Резня продолжалась до наступления полной темноты. По самым скромным оценкам было уничтожено более 5 тысяч ногайцев. Погибли все вожди восстания.

Совет!

До сих пор эта дата – 1 октября 1783 года, воспринимается ногайским народом как день национальной катастрофы.

  Зачистка Кубани продолжалась в течение нескольких недель. Не щадили ни женщин, ни детей.

Общие потери ногайцев от суворовской карательной экспедиции не известны, разные источники называют разные числа жертв геноцида: от нескольких десятков тысяч, до нескольких сотен тысяч человек.

Российский террор вызвал массовый исход репрессированного народа: минимум 700 тысяч ногайцев покинули родину и нашли убежище в землях подвластных Османской Империи.

  Ногайцы оставшиеся на оккупированных Россией землях контролировались военными администрациями, хотя формально, в 1793 году, ногайские орды были преобразованы в приставства. В 1795 году Екатерина ІІ милостиво разрешила ногайцам селиться в Мелитопольском уезде.

  До начала Крымской войны (1853 год) колониальная администрация Ставропольской губернии, где компактно проживали ногайцы, вела планомерный отжим кочевий с последующей раздачей этих земель российским переселенцам.

  Новый виток геноцида ногайского народа начался в царствование Александра ІІ прозванного «Освободителем». Он освободил украинцев от украинского языка (Валуевский циркуляр 1863 года и Эмский указ 1876 года).

Заодно от Украинской греко-католической церкви были освобождены украинцы Холмщины. Земли Царства Польского усилено освобождались от польских патриотов – их ждала сибирская каторга. Также активно освобождались земли Северного Причерноморья от населявших их черкесов.

Дж. Тиссо. Карикатура на императора Александра ІІ, 1869 г. 

  «Освободитель» не обошел вниманием и ногайцев. После поражения России в Крымской войне (1856 г.) их обвинили в симпатиях и пособничестве Османской империи. Спасаясь от преследований ногайцы начали массовый исход из Российской империи.

  К 1862 году практически все ногайцы Мелитопольского уезда (порядка 50 тысяч человек) переселились в Турцию. Аналогичные процессы происходили и на Кубани: более 70 тысяч человек, с 1858 по 1866 года, эмигрировали в Османскую империю.

На Кубани осталось не более 5 тысяч ногайцев.

  На сегодняшний день в Турции, по не официальным данным, количество этнических ногайцев превышает 3 миллиона человек. Для сравнения: в РФ проживает около 100 тысяч ногайцев: 40 тысяч в Дагестане, 22 тысячи в Ставропольском крае, 15 тысяч – в Карачаево-Черкесии. Разбросанность ногайского этноса по разным административным единицам создает серьёзные проблемы: ногайцы практически лишены общенациональных политических организаций, ногайский язык не входит в школьные программы. Единственное национальное территориальное образование – Ногайский район в Карачаево-Черкесии, площадью 187 кв. км. Совсем не много для тех чьи предки господствовали на просторах от Волги до Иртыша, от Урала до Каспия…

Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

Источник: http://garmatny.blogspot.com/2017/03/blog-post.html

Ногайцы

Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки (къыспа), кафтана (еленъ), бешмета и черкески (у богатых), бурки (ямышы), обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха (борьк), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчины (бедные) или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля (богатые). Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, латы, шлем, щит, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины XVII века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. В настоящее время молодое и среднее поколение женщин носит городскую, старшее, особенно сельские, — нередко традиционную одежду.

В XIX веке существовали две формы семьи: большая (патриархальная) и малая. Быт большой, в меньшей степени малой семьи был строго регламентирован. Взаимоотношения строились на нормах адата (обычного права) и шариата (система мусульманского права), что способствовало сохранению авторитарной структуры семьи, неполноправию женщины и младших мужчин.

Развит фольклор: богатырские поэмы (Ахмед сын Айсыла, Копланлы батыр, Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор и др.), обрядовая поэзия (родильные, свадебные, трудовые и другие песни, песни-оплакивания), лирические дестаны (Боз йигит, Козы-Корпеш, Боян Слу и др.), казацкие песни (къазакъ йырлары), сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.

Внимание!

Большое развитие получили музыкальный фольклор, хореография, а также народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.). Разработан народный календарь, развиты народная медицина и ветеринария. Сохранялись элементы традиционных верований, связанные с культами природы.

Источник: https://skavkaza.ru/pub/nogaitsi

Обряд укладывания в колыбель у кубанских ногайцев

В семьях ногайцев особое значение придается факту рождения ребенка. Родинные обряды открывают жизненный цикл человека, который мыслится как наследник и продолжатель рода. В первую же неделю стараются дать младенцу имя и определить его собственное место в доме, которым является колыбель.

Обряд, посвященный первому укладыванию в колыбель (бесиккесалув), проводили через несколько дней после заживления пуповины. До этого времени ребенок находился во временной люльке ел бесик (ветряная колыбель), которую подвешивали к балкам дома.

По традиции мать роженицы дарила ребенку колыбель (бесик), матрац (тоьсек), подушку (ястык), одеяло (яюв) и пеленки (яялык – общая, большая пеленка, боьлемиш – маленькая пеленка). Бесик – деревянная колыбель среднеазиатско-кавказского типа с дугообразными ножками. Веря в магические свойства можжевельника, ногайцы старались хоть одну деталь колыбели сделать именно из него.

Колыбель была устроена так, что позволяла ребенку оставаться сухим. С целью сохранения чистоты в отверстие на дне колыбели и в матраце вставляли трубку из берцовой кости барана (симек) и использовали клеенку туьбек.

Здесь можно выделить следующие обрядовые действия: обрезание пуповины – киндиккесуьв и захоронение последа; обмывание младенца – ювындырув; одевание рубашки ийткоьйлек («собачья рубашка»); кормление – авызландырув; наречение именем – ататав; укладывание в колыбель – бесиккесалув; снимание старой одежды– ийткоьйлек; обряды, связанные с появлением молочных зубов – тис шыгув; с самостоятельным вставанием на ноги, – казайтурув, и первыми шагами – калакайтыгыртув; перерезание пут тысавкесуьв.

Ногайцы стараются в первую же неделю дать младенцу имя и определить его собственное место в доме (колыбель). Наречению младенца именем придается большое значение, так как имя вводит новорожденного в человеческое сообщество, «очеловечивает его» [Байбурин, 1993, с. 34].

Правом наречения именем (ататав) обладают старшие мужчины в семье по отцовской линии, но не отец ребенка. Чаще всего, имя (чаще всего арабского или ногайского происхождения) младенцу дает дед или старейшина рода. Мужские ногайские имена нередко обозначали событие, совпадавшее с рождением ребенка.

Важно!

Если семья давно ждала сына, то его называли Кудайберды (Бог дал), Мурат (мечта), Савкат (подарок), Сагындык (заждались), если ребенок родился в пути, то его именовали Сепер (дорога), если мальчик родился в месяц Рамадан, то ему присваивали имя Рамазан; если в праздник Курбан-Байрам – Курман, Курманбий.

Рожденному на новолуние давали имя Айтувган (луна родилась). Широкое распространение получили такие ногайские мужские имена как Ахлау, Тенгиз (море), Баьтир (богатырь), Огырлы, Коьккоьз (голубоглазый), Крым, Янбек (душа), Темиржан (железная душа), Аскербий (воин), Айтек (луна), Айбар (луна есть), Ораз.

Популярные женские имена: Айгуьл (лунный цветок), Айнара (лунная), Алтынай (золотая луна), Юлдыз (звезда), Шолпан (Венера), Маржан (коралл), Гуьлшахар, Гуьлназар, Гуьлсим. При частых болезнях ребенка имя могло заменяться другим.

Родители отца ребенка в определенный день приглашали родственников и соседей. В комнату, где находились гости, бабушка или тетя (также по отцовской линии) вносили младенца, обернутого тканью белого цвета. Это мог быть белый платок (казбалы) или одеяло.

Дед, прочитав специальную молитву (азаншалув), правой рукой брал младенца и произносил его имя три раза поочередно в каждое ухо. В наши дни для этого приглашают священнослужителя – эфенди, которого после завершения обряда одаривают. Родители ребенка не могли находиться при совершении обряда старшими, считалось также неэтичным на людях называть своих детей по имени.

Мать давала детям другие имена: старшего ребенка она обычно называла – уьйкен бала, а младшего – кишкей бала, кенжепай.

Обряд, посвященный первому укладыванию в колыбель (бесиккесалув), проводили через несколько (4–5) дней после заживления пуповины. Высохшую пуповину заворачивали в белый платочек и хранили в сундуке. До этого времени ребенок находился в люльке, временном месте.

Люлька ел бесик (ветряная колыбель) у ногайцев представляет собой деревянный ящик с тканевым или войлочным дном, который подвешивали к балкам дома, а позднее на специальный крюк.

Совет!

По традиции мать роженицы дарила ребенку колыбель (бесик), матрац (тоьсек), подушку (ястык), одеяло (яюв) и пеленки (яялык – общая, большая пеленка, боьлемиш – маленькая пеленка). Матрац и подушку набивали шелухой проса. Бесик – деревянная колыбель среднеазиатско-кавказского типа с дугообразными ножками. Ее изготавливали из разных пород дерева.

Ногайцы верят в магические свойства можжевельника, поэтому стараются хоть одну деталь колыбели сделать именно из него. Верят, что можжевельник оберегает человека от сглаза. Колыбель была устроена так, что позволяла оставаться ребенку сухим.

С целью сохранения чистоты в отверстие на дне колыбели и в матраце вставляли трубку из берцовой кости барана (симек) и использовали клеенку туьбек. Во избежание появления ранок на коже ребенка, кость оборачивали в белый платочек, оставляя открытым отверстие. Применение «симек» и «туьбек» было достаточно гигиеничным.

Трубка симек для девочек и мальчиков отличалась формой отверстия. В течение дня мать брала ребенка на руки не более четырех раз (аркасынсувытпага). В основном ухаживают за детьми и занимаются их воспитанием бабушки, так как у них больше опыта («Баладынъбаласы – балдантаьтли», что означает «Внук слаще меда»). Это связано еще и с загруженностью матери домашней работой.

На обряд первого укладывания в колыбель свекровь роженицы приглашала близких родственниц и соседок. По обычаю первый раз укладывала ребенка в колыбель уважаемая женщина со стороны роженицы. При выборе женщины большое внимание уделяли ее характеру, человеческим качествам, так как верили, что они передадутся младенцу.

Женщина надевала на младенца распашонку, пеленала двумя пеленками (боьлемиш): одной верхнюю часть тела до пояса, а другой – нижнюю часть тела для того, чтобы можно было приложить трубку симек.

Взяв младенца на руки, женщина становилась с правой стороны колыбели (левая сторона считалась «нечистой»), трижды укладывала ребенка ногами к подушке и спрашивала у присутствующих: «Онъма, солма?» («Справа? Слева?»). На ее вопросы другие женщины должны были отвечать неправильно для того, чтобы запутать шайтана.

Уложив ребенка в колыбель, его накрывали большой пеленкой (яялык). Для того чтобы ребенок лежал прямо и не упал, его привязывали двумя широкими лямками тарткы. На коленки младенца клали маленькую подушку и сверху завязывали лямку. Чтобы ребенок мог дышать свободно, лямку натягивали не слишком сильно.

Внимание!

Уложив ребенка, женщина исполняла колыбельные песни бесикйырлар и произносила благопожелания. Обычно после укладывания мать всегда кормит ребенка правой грудью, потому что сытый ребенок спит спокойнее и дольше. Возле колыбели постоянно стоит маленький стульчик, для того чтобы матери было удобно кормить ребенка в колыбели.

Полагают, что если ребенка не накормит мать, то его может накормить шайтан (анасыэмгистпесе, шайтан эмгистеди). В качестве оберега от дурного глаза под подушку кладут Коран, дуа (специальные молитвы на арабском языке, записанные на бумаге и вложенные в мешочек) и можжевельник.

Оберегами также служили острые металлические предметы: нож, шило, ножницы, которые лежали в изголовье люльки. Когда ребенок подрастал, колыбель не выбрасывали, а хранили в укромном месте и передавали из поколения в поколение. Существовал запрет отдавать колыбель посторонним людям [Калмыков, Керейтов, Сикалиев, 1988, с. 172].

Отправление большинства описанных обрядов доверяется родственникам или соседям, что весьма типично для рассматриваемого цикла. Согласно традиции родители не имели права принимать участие в обрядах. Считается неэтичным кормить, ласкать и ругать детей на людях, тем более при старших родственниках.

В настоящее время у кубанских ногайцев сохранилась только часть обрядов родильного ритуала. Обрядовый комплекс сформировался в соответствии с особенностями строя общины, характеризующейся устойчивостью патриархальных отношений. Сохранение традиционных способов социализации ребенка обусловлено адаптационной природой традиции, обеспечивающей стабильность существования этноса.

-бек, -бий – составная часть собственных мужских имен.

Источник: https://www.culture.ru/objects/421/obryad-ukladyvaniya-v-kolybel-u-kubanskikh-nogaicev