Магия слова и народная медицина

Заговоры, как элемент народной традиции

магия слова и народная медицина

Заговоры и заклинания составляют древнейший пласт народной культуры и непосредственно, как и сказка, связаны с магией.

C помощью заклинательных формул наши предки надеялись заручиться поддержкой стихийных сил природы и их повелителей, Бога и христианских святых, предотвратить или прекратить нежелательные явления, вызвать или ускорить благоприятные перемены.

Но если молитва может быть «услышана» или «не услышана», то правильно произнесенное заклинание, по глубокому всеобщему убеждению, безотказно действует на небесные силы и силы природы, на оружие и болезни (точнее — на олицетворяющие болезни существа), на растения и животных и, конечно же, на людей всех возрастов, чинов и званий — от колдунов, «начальников и начальниц» до новорожденного младенца или полюбившейся парню «красной девицы».

Первую группу заговоров составляют «медицинские» — и универсальные («от всяких болезней», «от боли»), и направленные против конкретных недугов (от заражения крови, от змеиного укуса).

Отдельную группу составляют заговоры, призванные обеспечить здоровье новорожденного младенца («от пупа»), избавить ребенка от бессоницы, уберечь от детских болезней.

Особого внимания заслуживает «перепекание ребенка».

Во вторую группу входят хозяйственные заговоры и обереги, призванные обеспечить хороший урожай зерновых и овощей, приплод скота, удачу на охоте, в рыбной ловле, в торговле, безопасность в лесу, на чужбине, на войне.

Третья группа заговоров направлена на урегулирование общественных и личных отношений между людьми, где особый интерес представляют «присушки» и «отсушки» — любовные заклинания.

Внимание!

Большинство заговоров направлено на благо человеку, поэтому их тексты содержат молитвенные формулы, имена христианских персонажей (Святая Троица, Богородица, герои библейских сказаний).

Но есть и вредоносные заклинания и примыкающие к ним «отсушки» и «присушки» («приворотные» любовные заговоры). В них за помощью обращаются к нечистой силе («призываю к себе девять чертей, девять бесей…

«), к языческим богам и, естественно, не употребляют молитвенных слов и выражений.

Тех, кто владел заговорным словом, также можно подразделить на несколько групп.

Первая, самая многочисленная группа, это те, кто умеет останавливать кровотечение, знает заговоры от наиболее распространенных болезней, необходимые обереги.

И чем дальше мы уходили от традиционной культуры, тем меньше становилось таких людей. В недалеком прошлом такие люди были почти в каждой семье, и подобный уровень владения магическим словом и действием считался явлением обычным.

Вторая группа — «шептуны» (знахари), обслуживающие не только членов своей семьи и близких родственников, но и всех односельчан; порой за помощью к ним обращались и жители соседних деревень.

Их знания не исчерпываются лечебными, хозяйственными и универсальными заклинаниями; нередко к ним обращаются за защитой от нечистой силы, чтобы ослабить или нейтрализовать злые чары.

В своей практике они широко используют лекарственные травы и другие средства народной медицины.

К третьей категории относят колдунов, возможности и магическая сила которых считаются чуть ли не безграничными. Народная молва приписывает им способность творить настоящие чудеса. Вот как рассказывают об этом старообрядцы Литвы: «Достаточно было волхвитке обойти вокруг воза с товарами — и их хозяева быстро все распродавали не рынке.

Важно!

Другой чародей предлагал отцу рассказчика временно превратить его в собаку, чтобы он смог сбегать в Литву и вернуться обратно в Россию, куда его семья эвакуировалась в годы первой мировой войны.

Раздосадованные тем, что их не пригласили на свадьбу, колдуны останавливали «свадебный проезд» — не только лошадей, но и машины; наказывали воров, превращая их в крыс или с помощью заклинаний не позволяя им уйти с места преступления.»

В заговоры слово передаётся не только и даже не столько через уши. Слова заговора обычно наговаривается на какой – то предмет (на пряник, на хлеб, на соль, на питьё и многое другое), который становится их переносчиком к месту назначения.

Читаемый в присутствии человека заговор обычно непонятен для него, так как его обычно «шепчут», чтобы никто ничего не услышал, но при этом слово обязательно входит в тело больного. Особое слово требует и особого пути.

Очень показательным здесь является державшийся несколько столетий в России обычай получать от священника имя для новорожденного и молитву «в шапку».

Священник произносил имя и начитывал молитву приехавшему «за именем» отцу или крёстному родителю в шапку, которую старались без промедления надеть на голову и довезти «содержимое» в сохранности.

Затем шапку вытряхивали над новорожденным или надевали ему на голову с тем, чтобы слова священника наверняка достигли того, кому предназначались. При переносе слова нужно было произнести: «Порог перешла – слова понесла». Если по пути попадалась речка, ручей, то также необходимо было сказать: «Через речку перешла – слова перенесла». Таким же образом доставляли молитвы для больных из дальних деревень. Эти действия строго осуждались церковными властями, но продолжались вплоть до двадцатого века.

Заговор «от сглазу». Белый глаз, серый глаз, рудый глаз, черный глаз! Радостные урёки, завистные урёки, идите в чистые поля, в зеленые луга.

Совет!

В чистых полях, в зеленых лугах стоит дуб колоколист; на том дубу сидят птицы ярские, поют песни Господние. Не пойдете песни Господние слухать, придет сам Сус Христос, Пресвятая Госпожа Богородица.

Возьмет от Агриппины врёки, понесё во пни, во болота, в гнилые колоды. И ныне, и присно. и во веки веков». «Аминь» здесь не говорят.

Внимание, к статье прикреплены книги по истории заговорной традиции, доступные для свободного скачивания:

  • Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира. 2010 -Скачать
  • Антропология культуры. Вып. 3. 2005 — Скачать
  • В-с заговоры. Аннотированный библиографический указатель. 2011 — Скачать
  • Вельмезова Е.В. Чешский лечебный заговор. Автореф. канд. дисс. 1999 — Скачать
  • Гунчик И. Украинский магическо-сакральный фольклор. 2011 — Скачать
  • Ефименко П.С. МФФ Архангельской губернии!!! — Скачать
  • Ефименко П.С. Сб. малороссийских заклинаний.1874 — Скачать
  • Ефименко П.С. Упыри (Киевская Старина) — Скачать
  • Завьялова М.В. Балто-славянский заговорный текст лингвистический анализ и модель мира. 2006 — Скачать
  • Заговорный текст. Генезис и структура. 2005 — Скачать
  • Концепт движения в языке и культуре. 1996 — Скачать
  • Майков Л.Н. Великорусские заклинания — Скачать
  • Познанский Н. Заговоры. 1917 — Скачать
  • Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 5. Заговоры, апокрифы, духовные стихи. 1891 — Скачать
  • Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. 2010 — Скачать
  • Русские заговоры Карелии. 2000 — Скачать
  • Текст. Семантика и структура. 1983 — Скачать
  • Украинские заклинания. 1993 — Скачать
  • Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. 1995 — Скачать
  • Юдин А.В. Ономастикон русских заговоров. 1997 — Скачать

Источник: http://www.fond-svetoslav.ru/nasledie/obrjady/materialy/312-zagovory-kak-element-narodnoi-tradicii.html

Валентин Кара — Магические слова-лекари. Старинные формулы, усмиряющие болезни

Валентин Кара - Магические слова-лекари. Старинные формулы, усмиряющие болезниЗдесь можно скачать бесплатно «Валентин Кара — Магические слова-лекари. Старинные формулы, усмиряющие болезни» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Магические слова-лекари. Старинные формулы, усмиряющие болезни» читать бесплатно онлайн.

Валентин Порфирович Кара Магические слова-лекари. Старинные формулы, усмиряющие болезни

Выражаю глубокую благодарность Лидии Васильевне Кравцовой за огромный личный вклад в создание и издание книги

Народная медицина своими корнями уходит в глубь веков. В древности люди считали, что болячки не могут появиться ни с того ни с сего – их кто-то насылает. И обращались к знахарям, колдунам, чародеям, магам, шаманам и т. д.

, поскольку не было тогда ни таблеток, ни всевозможных высокоразвитых методов лечения заболеваний.

Но ведь и настоящий знахарь, только взглянув пристально на человека, сразу может сказать, чем тот болен, притом диагноз поставит совершенно точно, не прибегая к компьютерной диагностике.

Буквально недавно в нашей стране стало можно говорить открыто о методах народной медицины и прибегать к помощи знахарей и целителей. И их столько сразу появилось, что только диву даешься!

А ведь обычно заговоры передавали по наследству и в основном по женской линии, к примеру мать – дочке или внучке. Знахарь не мог умереть, пока не передавал своего мастерства. Каждый знахарь работал по-своему, но в отличие от колдунов и ведьм не прибегал к черной магии и не применял свои знания во вред человеку. Так было в прошлом.

В настоящее время человек может вылечить себя сам, не прибегая к помощи знахаря или целителя, так как не знаешь наверняка, на кого нарвешься – на истинно знающего или на шарлатана. Главное, помните, что после проведения ритуала одна болезнь может отступить сразу за несколько дней, а другая – в течение трех месяцев.

Это не волшебство: происходит взаимодействие энергетических сил, направленных на излечение, и от того, насколько сильна ваша болезнь, настолько быстро будет происходить выздоровление.

Внимание!

Некоторые болезни являются результатом порчи, наведенной на человека, прежде надо снять ее, а затем приступать к лечению – традиционному или народному, это уже по вашему желанию.

Советую перед тем, как покупать дорогостоящие лекарства, попробовать избавиться от болезни таким образом, как указано в этой книге, вреда не будет, зато какая может случиться радость, когда вы почувствуете облегчение и увидите положительный результат!

Валентин Порфирович Кара – целитель. Выбор этого пути не был для него случайным.

Но вначале – окончание Московского института текстильной и легкой промышленности, Кишиневского государственного университета, где получена степень кандидата экономических наук, курсов ДЭИР (дальнейшее энергоинформационное развитие), Высшей школы медицинской ассоциации (гомеопат, фитотерапевт, ароматерапевт, звукотерапевт). Валентин Порфирович – мастер спорта по велосипедному спорту и чемпион Молдовы по бодибилдингу.

Прочитав все вышеизложенное, вы наверняка задались вопросом: «А зачем, имея такое образование, заниматься целительством?»

Еще в армии Валентин Кара получил тяжелую черепно-мозговую травму, и военные хирурги, поняв, что бессильны, сами пригласили к нему в госпиталь местного целителя, который фактически вытащил его с того света. После этого Валентин решил стать целителем и помогать людям. Он много ездил по стране, встречался со знахарями, целителями, шаманами, жил у них и видел, какие они творили чудеса, помогая людям.

Лечение Валентина Порфировича имеет три направления: фитотерапия, заговоры, курс реабилитационной диагностики. Все зависит от заболевания и его течения.

Опыт многих целителей, с которыми встречался Валентин Порфирович, говорит сам за себя. Вот только несколько примеров:

Москва, Россия, – в реабилитационном центре В. И. Дикуля (лечение костно-мышечной системы);

Славянск, Украина, – у целителя Касьянова (костоправ), который вылечил в свое время олимпийского чемпиона Валерия Брумеля;

Борисов, Белоруссия, – у целительницы Марии Захаровны, которая лечит все виды диабета;

Олонешты, Молдова, – у целителя Бориса Герасимовича, который лечит заболевания желудочно-кишечного тракта, алкоголизм, наркоманию;

Томск, Россия, – у целителя Степана Лукича, который лечит эпилепсию, мигрени, головные боли, рак;

Петрозаводск, Россия, – у целителя Анатолия Федоровича, который лечит рак сулемой (в настоящее время этим же способом лечат онкологию в одном из одесских лечебных учреждений);

Гомель, Белоруссия, – у целительницы Тамары Сергеевны, которая лечит вывихи, переломы, заболевания желудочно-кишечного тракта, привычку к курению;

Луцк, Западная Украина, – у целителя Юрия Харченко, который лечит сердечные заболевания, последствия ожогов, бесплодие;

Казань, Россия, – у целительницы Надежды Петровны Герасимовой, которая лечит женские болезни, сердечные заболевания;

Тюмень, Россия, – у целителя Геннадия Тимофеевича Любавина, который лечит заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания крови;

Одесса, Украина, – у знахаря Михаила Зоркина, который лечит общие заболевания сердечно-сосудистой системы, душевные болезни;

Кишинев, Молдова, – у целителя Тодики, который лечит хронические заболевания сердца, легких, желудка, гинекологические и ряд других (о методе Тодики писали в газетах);

Речица, Белоруссия, – у знахарки Любови Ивановны, которая лечит болезни суставов, женские болезни;

Кицканы, Молдова, – у знахаря деда Лукьяна, который жил при монастыре и лечил заговорами порчу и многие болезни.

Перечислять можно еще очень долго. Многие целители, получившие свои знания от предшественников, с большой охотой поведали Валентину Порфировичу секреты врачевания, чтобы он рассказал о них тем, кто еще сохранил веру в народную мудрость.

В копилке В. П. Кары более 37 000 рецептов. Некоторые уже опубликованы. Сейчас мы предлагаем вам книгу лечения заговорами. Мне довелось испробовать два метода лечения Валентина Кары.

Хронический панкреатит я вылечила отваром из трав, который принимала полгода, и сейчас меня ничего не беспокоит. А хронический тромбофлебит – при помощи заговора.

После такого результата поневоле поверишь в чудо!

Предварительный совет. При работе с заговором следуйте строго по инструкции.

Вот, например, условие, о котором не говорится ни в одной книге на данную тему: когда солнце заходит за линию горизонта и начинает садиться, тогда и следует читать заговор! Он сработает на сто процентов.

Важно!

Конечно, существуют еще подробности выполнения заговора, например надо учитывать фазу луны, но заход солнца – это обязательное условие для получения результата.

Будьте здоровы!

Лидия Кравцова

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЧТЕНИЮ ЗАГОВОРА

Читайте заговор на вечерней или утренней заре (особенно эффективное и быстрое действие – в момент появления солнца на линии горизонта или же в момент, когда солнце начинает заходить за линию горизонта).

Читайте заговор утром натощак или вечером, но не ранее чем спустя три часа после приема пищи.

Обязательно читайте при открытом окне или форточке, повернувшись на восток.

Сделайте сначала спокойный вдох и выдох. Читайте таким образом, чтобы с последним словом («аминь») вы вытолкнули из себя воздух. Если заговор длинный, то сделайте вдох-выдох и дочитайте заговор до конца.

Свечу, которую вы зажжете для чтения заговора, купите в церкви.

Перед чтением заговора зажгите свечу, трижды перекреститесь перед иконой, затем прочитайте молитву «Отче наш», а далее – заговор.

Если заговор надо читать на воду, то возьмите примерно полстакана или стакан воды (объем воды роли не играет) и пейте ее маленькими глотками в течение 5 минут.

Читайте заговор с вниманием, искренней заинтересованностью, с желанием помочь себе или больному. Советую это делать без насмешки и не делать ради любопытства.

Заговор можно повторить для усиления действия 3, 5, 7, 9 раз. Есть заговоры, которые надо произносить 40 раз.

Учтите, что главное условие чтения заговора для излечения болезней, алкоголизма и т. д. – убывающая луна (особенно важна первая декада). Если вы работали с заговором в последний день убывающей луны, то может ничего не получиться или результат будет незначительным.

Есть заговоры, которые должны помогать женщинам. Их надо читать в женские дни (среда, пятница, суббота), если заговор должен помочь мужчине, то выберите мужские дни (понедельник, вторник, четверг).

Нельзя читать заговоры в воскресенье, в главные религиозные праздники и посты.

Если у вас есть возможность, то читайте заговоры перед старинной иконой, так как она держит в себе очень большую энергетику (особенно рекомендуется икона сорока святых).

Источник: https://www.libfox.ru/193817-valentin-kara-magicheskie-slova-lekari-starinnye-formuly-usmiryayushchie-bolezni.html

Как использовать магию слов?

Наши слова есть концентрированная вибрация энергии. Магия слов способна творить чудеса и изменять судьбу человека. Как? Читайте внимательно!

Что является прототипом физического мира?

Слова и мысли есть невидимая идея более тонкого астрального плана¹. Наш мир подобен многослойной капусте. Мир физический это тот мир, который мы видим своими физическими глазами, он окружает нас.

Есть более тонкие миры и один из них мир астральный и ментальный – мир идей и образов. Астральный мир, является прототипом и основой мира физического поэтому, оказывая незримое влияние на астральную сферу, мы можем изменять некоторые процессы в мире физическом.

Как можно влиять на астральный мир?

Воздействие на астральную тонкую материю мы можем осуществлять только за счет концентрированной мысли.

Поэтому давайте прямо сейчас научимся создавать магические формулы, и благодаря материализации мыслей оказывать влияние на текущую ситуацию.

Помните, любая формула становится более сильной при многократном произнесении вслух или мысленно.

Свою формулу или мантру нужно держать в тайне, в противном случае, она теряет свою силу. К ней нужно обращаться, как можно чаще. С каждым произнесением формула будет набирать энергию, и становиться все более действенной.

Как использовать магию слова?

После многих исследований в составлении формул успеха, можно заключить, что самыми эффективными являются формулы начинающиеся, с абсолютного слова «Я». Высшее «Я» – есть бесконечность, имя собственное и поэтому любую формулу мы будем начинать с него.

Самые эффективные формулы должны быть кратки и оформлены в настоящем времени.

Так, как будущего никогда не наступит, вся магическая работа и намерение, должны осуществляться в настоящем времени, исходя их позиции ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!

Также у формулы должно быть запечатывающее и завершающее утверждение, с выражением воли мага. Воля есть главный движущий принцип человека и магии. Без применения воли, не одно действие, а тем более, магическое не может быть реализовано.

Классическое окончание магической формулы должно звучать так: «Такова воля моя, да есть и да будет так». Да есть (указывает на настоящее время), да будет (указывает на продолжение процесса работы формулы в будущем).

Примеры нескольких эффективных формул:

  • «Я магнит, притягивающий деньги, такова воля моя, да есть и да будет так!»
  • «Я само очарование, такова воля моя, да есть и да будет так!»
  • «Я изменяю судьбу (ИМЯ) в сторону (описание события), такова воля моя, да есть и да будет так!»
  • «Я невидим для окружающих, такова воля моя, да есть и да будет так!» – используя эту формулу, люди перестают обращать на тебя пристальное внимание.
  • «Я проявляю изобилие Вселенной, такова воля моя, да есть и да будет так»
  • «Я достигаю успеха во всем! Такова воля моя, да есть и да будет так!»
  • «Я притягиваю свою вторую половину – истинную любовь! Такова воля моя, да есть и да будет так! »

Вы можете использовать эти, а можете создать любую свою формулу, по этому принципу. С каждой формулой нужно работать постоянно и подпитывать ее своей энергией, что бы она становилась еще сильнее.

Создайте или возьмите любую магическую формулу и повторяйте ее каждое утро по 108 раз, можно использовать четки, для отсчета количества повторений. Выбирайте четки с количеством бусин 108 или 109.

Это магическое число, и оно будет содействовать достижению полного успеха в материализации мыслей исполнении ваших желаний.

Артем

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Астральный план, также Астрал, Астральный мир, Тонкий мир — понятие в оккультизме, эзотерике, философии, в опыте осознанных сновидений, обозначающее отличный от материального объём (слой) мироздания (природы) (Википедия). Узнать больше об астральном мире >>>

Источник: https://omkling.com/magija-slov-2/

Магия слова

Магия слова

Славяне верили в магическую силу слова, в его способность менять окружающий мир. Слова соединялись в небольшие поэтические произведения — заговоры, с помощью которых, по поверьям, можно было излечить болезнь, добиться любви или успокоить плачущего в ночи младенца. «Культура.РФ» рассказывает о магических текстах в культуре наших предков.

Андрей Шишкин. Сказка (фрагмент). 2008. Изображение: a-shishkin.ru

В старину заговорная традиция была очень сильна в повседневной жизни человека: бытовали заговоры лечебные, любовные, торговые, скотоводческие и промысловые.

Как правило, они были очень выразительны и поэтичны. В дохристианской традиционной культуре главные образы в заговорах были связаны с силами природы. Славяне просили помощи у солнца, месяца, дождя, грома и огня.

После Крещения Руси обращались к Спасителю и Богородице, к образам святых.

В поселениях носителями магического знания выступали знахари — лекари-самоучки, врачевавшие средствами народной медицины.

Но некоторые чудодейственные слова были известны и обычным деревенским жителям: существовали заговоры охотников и пастухов, воинские и хозяйственные.

Исследователь русской литературы Леонид Майков в XIX веке в книге «Великорусские заклинания» опубликовал заговор, который читали перед дальней дорогой. В нем фигурирует тать — так в старину называли воров, мошенников и грабителей.

Чтение магических слов сопровождал обряд. Также было очень важно произнести текст точно, без изменений, потому что иначе он мог не подействовать. «Белые» заговоры избавляли от зла и защищали, «черные» — причиняли вред. Считалось, что «черные» заговоры в своей практике использовали колдуны, насылая порчу и болезни.

Совет!

На разных славянских территориях тексты заговоров имели схожую структуру: предварял повествование зачин, затем шла основная часть, в которой формулировалось желание или обрядовое действие, и в завершении — закреп.

Часто использовался зачин: «Встану я раб Божий, благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток…» В закрепе словам придавалась большая сила и убедительность: «Будьте слова моя крепки и лепка до веку; нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа».

Лечебные заговоры

Григорий Мясоедов. Знахарь (фрагмент). 1860. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Традиционно в поселениях врачеванием занимались знахари.

Они лечили средствами народной медицины и магическими словами. Считалось, что знахарями становились люди, побывавшие на грани жизни и смерти после тяжелых болезней или полученных увечий.

Их деятельность не связывали с нечистой силой, в отличие от магии колдунов.

Одним из знахарских способов определения болезни было «выливание» на воске: расплавленный воск лили в холодную воду и на основе полученных фигур определяли, в чем причина недуга и кто наслал порчу.

Болезни зубов на протяжении веков досаждали нашим предкам, и в отсутствии медицинской помощи варианты заговоров «от зубной скорби» были распространены на Руси повсеместно.

Действие лечебных магических текстов было направлено не только на ноющий зуб, но и на избавление от сопутствующей головной боли и болезненности десен.

Чтение заговора сопровождалось ритуально-магическими действиями: его произносили, вглядываясь в рот больному, и крестили зуб.

Известны заговоры от грыжи, горячки, золотухи, ячменя и бельма и многих других недугов. Были распространены тексты от лихорадки или трясавицы — болезни в образе женщины.

Заговоры от детского плача

Василий Перов. Спящие дети (фрагмент). 1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Славяне верили, что мир населен темными силами и мифическими существами. По поверьям, представители низшей демонологии — кикиморы, домовые, русалки — могли вторгаться в повседневную жизнь человека и всячески вредить.

Ночной детский плач и бессонницу часто объясняли проделками нечистой силы, и, чтобы защитить ребенка, прибегали к магии. Также плач связывали со светом и природными явлениями. В заговорах обращались к луне и месяцу с просьбой вернуть ребенку сон. Виновницами бессонницы было принято считать утреннюю и вечернюю зарю, которые тревожили детей и мешали им спать.

Магические тексты читали на закате или рассвете, при этом выносили младенца из избы и показывали солнцу.

Любовные заговоры

Михаил Нестеров. За приворотным зельем (фрагмент). 1888. Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Широко известны были присушки и отсухи — заговоры на любовь и на угасание чувств. Замужние женщины хотели при помощи магии вернуть себе любовь и внимание мужа, молодые девушки — стать привлекательнее для возлюбленного.

Русский писатель и этнограф Владимир Даль в книге «Сказание о поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» объяснял появления любовных магических слов не только вымыслом праздного воображения, но и попыткой растолковать внезапно возникшее в человеке сильное чувство любви и страсти.

Происходящие с влюбленными изменения сторонние наблюдатели объясняли порчей, чарами, «сухотой, которая должна быть напущена».

Внимание!

Часто любовную «сухоту» воспринимали как разрушительную сверхъестественную силу, несущую зло и беду, как тоску или огонь, испепеляющий душу.

И читающий заговор на «сухоту» требовал не ответного светлого чувства, а чтобы у выбранной девицы болело сердце, чтобы она мучилась и горевала, «спать бы она не заспала, гулять бы не загуляла».

Насылаемая страсть была больше похожа на болезнь, на безумие.

Воинские заговоры

Константин Савицкий. На войну. 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В заговорной традиции существовали также обереги — защитные магические слова.

Исследователям известны многочисленные заговоры от бешеной собаки, от укуса змеи, от огня или пожара. На один и тот же случай часто имелись разные тексты, но было принято считать, что их сила одинакова — главное произнести их правильно и соблюсти обряд.

Славяне считали, что от слов будет толк только в том случае, если человек верит в действие заговора.

Воины постоянно подвергали свою жизнь опасности, поэтому были широко распространены обереги от пули и от вражеского оружия. Литературовед и этнограф Андрей Топорков в книге «Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX веков. История, символика, поэтика» приводит заговор, призванный воздействовать на вражеское оружие:

В тексте меч олицетворен, у него есть собственное тело, а его удар сравнивается с укусом собаки. Звучит призыв оружию стать из воска и олова и не навредить воину.

Исследователь русской литературы Леонид Майков в конце XIX века опубликовал заговор казаков войска Донского: «…Падите, железа, в свою матерь-землю! Ты же, береза, в свою ж матерь-землю, а вы, перья, в свою птицу пернату, а птица — в бонт и в сыню, а рыба в море — от меня, р. Б.

(имярек), всегда, ныне…» Железное оружие читающий заговор призывает вернуться в землю, как перья в птицу, и отвести опасность.

Скотоводческие заговоры

Иван Шишкин. Коровы на водопое (фрагмент). 1867. Частное собрание

Для сохранения скота и увеличения его приплода использовали скотоводческие заговоры. Их могли петь, как, например, пели некоторые народности Республики Алтай самкам животных, если они отказывались кормить новорожденных.

Заговоры исполняли, как правило, овцам, козам и коровам. У восточных бурят заговоры включали в себя особые слова-символы, уговаривающие самку принять детеныша.

В некоторых регионах России эта традиция жива до сих пор: к скотоводческим магическим словам обращаются пожилые люди, много лет работавшие пастухами, ветеринарами, доярками.

Важно!

Тексты заговоров бережно хранили, переписывали и передавали по наследству. Как отмечает этнограф Андрей Топоров, сфера бытования магических слов со временем сужалась, они вытеснялись из городской жизни в сельскую.

В XX веке в тексты проникали современные реалии: например, для приворота стали использовать фотографию.

Постепенно заговоры перестали быть волшебными, магическими заклинаниями, и в наши дни их тексты уже не так широко известны.

Источник: https://www.culture.ru/materials/253565/magiya-slova