Народная медицина хорезма

Население Хорезма выживает без света, газа и воды

народная медицина хорезма

Хорезм по праву пользуется популярностью среди иностранных туристов: именно здесь находится Хива – всемирно известный город-музей, бывшая столица Хивинского ханства, сохранившаяся до наших дней почти в первозданном виде.

Однако рассказ нашего корреспондента не об архитектурных красотах региона, а о том, в каких условиях сегодня приходится жить людям в Хорезмской области.

«ЖИВЕМ ХОРОШО»

Сразу же по прибытии в жемчужину Хорезмского оазиса – Хиву, выяснилось, что в городе нет ни питьевой воды, ни света, ни, тем более, природного газа. Горожане давно уже привыкли, что электричество подают на час-два, затем на три-четыре часа отключают – и так всё время. Отдельная беда – то и дело выходящие из строя электроприборы.

«За годы независимости дожили до средневековья, – довольно жестко высказался на мой вопрос о жизни в тургороде один из рыночных торговцев. – О детях хоть бы подумали: растут на морозе, без питьевой воды, да еще уроки приходится делать при свечах».

В ночное время Хива погружается во мрак. Уличные фонари горят через один.

Местами их вообще не видно, и улицы погружены в темноту, маяками сияют лишь одинокие лампочки над тележками уличных торговцев, все еще сидящих в людных местах.

Ичан Кала, территория «старого города», обнесенная крепостной стеной, почти не освещена. Свет только от редких ламп и прожекторов в зданиях. Ночами здесь лучше не ходить.

Но даже днем, засмотревшись по сторонам, легко можно свалиться в открытое отверстие канализационного люка: в Хиве, как и в других городах Узбекистана, идет настоящая охота за металлическими крышками – их воруют для сдачи «в металлолом», а жителям приходится накрывать остающиеся дыры обломками бетонных плит или автомобильными колесами. Но большая часть все равно не покрыта.

Внимание!

Несмотря на бытовые трудности, большинство хивинцев на расспросы отвечают, что у них всё прекрасно и живут они просто класс. «Свет позже включат», – пообещал мне встречный прохожий, и, поинтересовавшись, откуда я, поспешил ретироваться.

Кучка дедов, сидящих возле какого-то дома тоже начала уверять, что «всё есть, живем хорошо». Правда, один из них стал было что-то саркастично вещать насчет света и газа, но остальные его быстро заткнули – типа, не наболтай лишнего.

ЕСЛИ В КРАНЕ НЕТ ВОДЫ

Легенда о происхождении Хивы гласит, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус. Сам колодец был якобы выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. Удивительно, что в легендарной Ичан-Кале этот колодец и поныне продолжает утолять жажду холодной ключевой водой.

Источник: http://uzxalqharakati.com/ru/archives/7967

Фольклорные традиции Хорезма

Фольклорные традиции Хорезма

Веками складывались традиции каракалпакского фольклора. Каждая историко-культурная область Каракалпакстана имела свои уникальные особенности, которые нашли своё отражение в музыкальном и танцевальном искусстве каракалпакского народа. Музыкальное искусство Хорезма имеет очень глубокие корни.

В бронзовом веке на территории Хорезма жило население, исповедовавшее одну из самых древних религий – зороастризм. Некоторые обычаи и культурные традиции этой религии население современного Каракалпакстана сохранило до наших дней.

Особенно это ощущается в культуре Хорезма, как известно, ставшего Родиной зороастризма.

Сегодня Хорезм славиться своими мастерами-песенниками – бахши. Здесь следует отметить, что бахши – мастера-сказители, существуют не только в Хорезме, они так же характерны и для культуры Туркмении.

Это можно отнести за счет близости границ двух регионов, что, несомненно, повлекло за собой обмен культурными традициями. Кто такие эти бахши и чем они столь уникальны? Несомненно, этот вопрос возникает у многих гостей нашей республики.

Бахши – это народные сказители, музыканты, певцы, поэты, создатели и хранители произведений народного эпоса — дастанов. Раньше бахши аккомпанировали себе сами, играя на известном восточном музыкальном инструменте – дутаре.

Сегодня, часто можно услышать, как бахши поёт свои завораживающие душу песни в сопровождении ансамбля, состоящего из дутара, гиджака и буламана.

В основе хорезмского фольклора лежат сказания и легенды, так же истории любви, написанные такими великими поэтами как Алишер Навои и Джами. Часто бахши используют и авторские песни.

Они могут просто их декламировать, или же протяжно напевать, что характерно для хорезмской школы сказителей, хорезмские бахши часто совмещают эти два вида песнопений. В отличие от многих регионов Узбекистана в Хорезме так же существуют женщины-сказительницы.

Чаще всего они исполняют нежные задушевные песни, в основе которых лежит романтическая история.

Важно!

Но Хорезм славится не только своими мастерами – сказителями. Особой популярностью пользуются хорезмские танцы. Они энергичные, зажигательные и очень темпераментные.

В отличие от медлительных и спокойных танцев Бухары и Самарканда, хорезмские танцы изначально очень ритмичны, а под конец танца темп и вовсе становится неудержимым. Пожалуй, самым известным хорезмским танцем на сегодня является «лезги».

Для этого танца характерны движения на полусогнутых ногах, тряска плечами и руками, на которых закреплены маленькие колокольчики.

Среди других известных танцев Хорезма является «танец на тарелке», когда танцовщица, не сходя с тарелки, выполняет все танцевальные движения, что невероятно сложно. Существует ещё и «танец сломанных пальцев». Он знаменит своей легендой. Говорят, одна из наложниц хана повредила пальцы рук.

Но, чтобы не разгневать повелителя, и не опозорить его перед гостями, она вышла танцевать со сломанными пальцами. Никто не понял, что девушка пострадала, гости и хан посчитали это новым танцем. Теперь испокон веков хорезмийки танцуют «танец сломанных пальцев» в честь этой смелой девушки.

Источник: https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/karakalpakstan/art.htm

10 причин посетить Хорезм

10 причин посетить Хорезм

Хорезм — один из старинных областей с 2700 летней историей, расположенный между двумя реками и пустынями Центральной Азии, а также хорошо известен с такими историческими городами, как Хива и Ургенч. Основным аспектом посещения Хорезма является исторические и культурные туры.

Хорезм — это не только история и культура. Это и много уникальных крепостей, природных ресурсов, пруды (озера), многочисленные музеи, различные декоративно-прикладные искусства, прекрасные дыни и многое другое. Но это не единственная причина, почему вы должны посетить Хорезм.

Что еще можно увидеть узнаете — прочитав статью. 

Город музей под открытым небом

Основной причиной посещения Хорезма является то, что Хорезм — один из самых древних областей мира. Имеет более 250 исторических памятников, расположенных на территории Хорезма и многие крепости, установленные по региону.

Он сохранил уникальные типы большинства стен, не говоря уже о таких стенах, как Ичан-Кала — первого всемирного наследия ЮНЕСКО в Центральной Азии, символизирующий Хорезмскую область.

Согласно древним сведениям, Хорезм также рассматривается как «второй Египет» или «Солнечная страна».

Родина великих ученых

Хорезм называют родиной ранних ученых, которые стали известны во всем мире в сфере математики, географии и медицины, такие как Мухаммад аль-Хорезми, Абу Райхональ-Беруни, НажмиддинКубро, Махмуд Замахшари, ПахлавонМахмуд,Огахи и т.д.

Хорезм является колыбелью древней цивилизации; уникальный памятник письменности «Авесто» был создан и написан золотыми чернилами на 12 тысяч волы шкур. Впервые о Хорезме упоминается в Бехистунской надписи Дария I и «Авесте»; многие исследователи определили Хорезм “Арьянам-войчах”- первой зороастрийской страной.

Кроме того, Великий Шелковый путь стимулировал развитие торговли, сельского хозяйства, религии, народных промыслов, а также наук. Академия Мамуна стала одним из самых известных научных учреждений в Центральной Азии, где были выпущены известные ученые и энциклопедисты, как Аль-Беруни, Ибн Сина (Авицена), которые внесли важный вклад в развитие науки.

Хорезм – это место с богатым прошлым и светлым будущим. В настоящее время регион имеет целый ряд условий для проведения исследований и создания археологических, исторических и этнографических туров.

Устойчивый туризм

Хорезм расположен между двумя пустынями (Кызылкум и Каракум) ближе к территории Аральского моря, биоразнообразие отличается от других регионов Узбекистана. Во время визита в Хорезм, вы станете более ответственным туристом, начнете уважать людей, которые проживают в различных условиях Хорезмской области.

Кроме того, вы можете внести свой вклад в местное сообщество, посетив их местность, встретившись с людьми, можете объединиться и испытать повседневную жизнь.

В конце, когда они будут провожать вас, вы убедитесь, что деньги, которые вы потратили на свою поездку останется в местном сообществе, а не в транснациональных сетевых компаниях.

Удобства для транзитных гостей

Туристы, которые хотят посетить не только один регион, смогут познакомиться с историей Хорезма и продолжить путь. Так как дороги Хорезма пересекаются с Бухарой, Каракалпакстаном и Туркменистаном. Транзитные гости могут добраться с Хорезма до их точки назначения с помощью машины, автобуса, железной дороги и самолета.

Железная дорога связанна с регионами Узбекистана (Бухара, Навои, Самарканд, Джизак, Сырдарья и Ташкент), а также с некоторыми городами России (Саратов, Волгоград). Существует также Международный аэропорт «Ургенч», который реконструирован в 2014году.

 В Ташкент — ежедневные рейсы, три раза в неделю в Россию (Москва, Санкт-Петербург), а в туристический сезон, прямые международные рейсы из Милана и Парижа в Ургенч (один раз в неделю).

Гастрономия

Гастрономия является одним из продвигающихся видов туризма в регионе.  Когда вы встретите Хорезмских людей, они, безусловно, предложат вам попробовать свои национальные блюда.

Хотя Хорезм находится далеко от столицы Узбекистана, вы можете питаться вне дома с бюджетом или в местной семье, ходить по магазинам, по дешевым супермаркетам (особенно свежие фрукты и овощи).

Совет!

Путешествуя по городам и районам, покупая еду в базарах, вы можете согласиться с разумными ценами. На сегодняшний день, большинство ресторанов и кафе предлагают множество вегетарианских блюд по просьбе иностранных туристов.

Из национальных блюд можете попробовать плов, тухум барак, шивитоши, шашлыки, ижжан и рыбу. Поскольку в Хорезме 300 солнечных дней в год, вы можете почувствовать сладкий запах блюд, приготовленных местными продуктами в любое время года.

Традиции

Традиции и обычаи Хорезма отличаются от других регионов Узбекистана. Но во многих случаях, он похож на другие традиции Узбекистана и стран Центральной Азии.

Первая традиция – это когда люди встречаются, они приветствуют друг друга со словами «Ассаломуалейкум», даже если они не являются друзьями или родственниками. Во время визита в Хорезм, мы рекомендуем вам быть гостем в местной семье.

Они будут приветствовать вас стоя, предлагая самое лучшее место в своем доме и угощая прекрасными национальными блюдами Хорезма.

Почти весь народ (особенно женщины) в Хорезме используют тандыры в своей жизни. Тандыр – ручная работа и часто используют его, чтобы испечь хорезмский хлеб (огромный, круглый и плоский).

Кроме того, во многих местах самсу (запеченное блюдо с мясом, луком и специями) и курицу готовят в тандырах. Во время визита в Хорезм, в каждой деревне, шоссе, вы можете увидеть, что люди делают тандыры вручную.

Это даст вам необычный шанс увидеть процесс изготовления тандыра.

Хорезмские свадьбы выделяются своими обычаями. За день до свадьбы, особенно в районах, расположенных вдали от центра области, проводятся традиционные бои баранов и петухов, а также национальная борьба.

Восхитительные дыни

Хорезм годами славится своими дынями и фруктами. В народе ходят слухи о том, что область имеет мистическую особенность, так как таких вкусных овощей и фруктов нигде не найти. Существуют множество различных сортов дыни (Гурвак, Кари киз, Бол Ковун, Замча, Бори Калла и т.д.

), растущих в регионе. В Хорезмских базарах вы можете увидеть различные дыни, выращенные фермерами. И конечно же, вкус такой дыни (сладкий и сочный), утолит жажду в жаркую погоду.

Не упустите возможность принять участие в дынном фестивале «Гурвак – символ Хорезмских дынь», который проводится ежегодно в летний период.

Искусство и ремесло

Хорезм был известен в мире своими танцами и музыкой, костюмами из шелка и коврами ручной работы, резными деревянными дверями и колоннами, керамикой и марионетками.

«Лязги» эффектная особенность Хорезмского искусства. Он очаровывает людей своей мелодией и мерцающим танцем, который вдохновит вас танцевать без какого-либо опыта.

Мы считаем, что декоративно-прикладное искусство станет одним из главных причин посетить Хорезм.

Искусство и ремесло остается достойным наследием от пожилых предков к молодому поколению. Сегодня, ремесленники Хорезма, особенно в Хиве, работают в нескольких направлениях, таких как резьба по дереву, вышивание сюзане, ковроткачество, кукольное изготовление и керамика. В ходе визита, туристы также могут увидеть процесс изготовления ремесленных изделий в мастерских.

Еще одним важным видом прикладного искусства является «Чугирма» — типичная меховая шапка, которую носят большинство Хорезмских людей. В жарких солнечных днях в летнее время и холодной зимою, чугирма поможет вам сохранить тепло в холод и охладит в жару.

Так как декоративно-прикладное искусство является наиболее интересной вещью, которую можно увидеть в Хорезме, мы надеемся, что вы будете восхищаться ими собственными глазами.

Ургенч

Ургенч является административным центром Хорезмской области. В прошлом он был так же известен, как «Гургенч» или «Куня Ургенч». Во время визита в Хорезм, мы советуем вам провести один день в Ургенче для экскурсии по городу, прогулки, шопинга, гастрономического тура и другое.

В настоящее время этот город становиться более современным и туристическим центром из-за своих привлекательных мест, таких как Шаватский Канал, Площадь Ал-Хорезми, Парк ДжалоладдинаМангуберди, Озеро молодежи, Художественная галерея Ургенча, Центральный базар, Гипермаркет, Боулинг, рестораны, магазины, супермаркеты и т.д. Кроме того, посетителям предлагают остановиться в туркменской крепости, УллиХовли – туристический комплекс (на окраине Ургенча), чтобы увидеть фольклорное шоу, а также бои барана и петуха, увидите типичных крупных туркменских собак и попробуете свежую рыбу Хорезма. Летом освежающий ветер вдоль канала сделает ваше пребывание очень приятным.

Экотуризм

В настоящее время устойчивость экотуризма становится популярным в регионе, базирующийся в сельской местности и вдоль озер «Харрот», «Коракол» и туристического комплекса «Калажик», где вы можете насладиться рыбалкой, катанием на лодках, водным катанием на скутерах, представлениями народных игр, поездкой на верблюдах и лошадях.

К тому же, на берегу реки Амударьи, есть некоторые места, ориентированные на изучение флоры и фауны Хорезмской области. В пустыне Хивы, саксаулов сохраняют в целях охраны природных территорий региона.

После того, как вы договоритесь посетить эти места, очевидно узнаете о сельской жизни, о флоре и фауне, о традиционных блюдах и о традиционных юрты лагерях региона.

Мы желаем вам незабываемых впечатлений о поездке в Хорезм

Источник: http://uz-obshina.ru/?p=4394

Хорезм — История Древнего Хорезма — Туры по Хорезму и Хиве

ХОРЕЗМ

Между Средней Азией и Великой степью (территория Казахстана), как бы на стыке двух миров – кочевого и оседло-земледельческого располагалась территория самого северного центра цивилизации — Древнего Хорезма, вот почему в его истории нашли отражение все бурные конфликты, происходящие как с одной стороны, так и с другой.

Обилие воды, плодородная земля и умеренный климат привлекали сюда издревле огромные массы людей, которые оседая здесь, освоили этот благодатный край и превратили его в прекрасный оазис, ставший центром древнейшей культуры, которую академик С.П.Толстов назвал «хорезмской цивилизацией».

Одним из многочисленных памятников этой древней мировой культуры является Топрак-кала – город-крепость, возникший в низовьях Амударьи и олицетворявший собой могущество правителей этой области, колоссальные достижения его созидателей и безграничное трудолюбие его строителей, простых тружеников.

Это был подлинный строительный и архитектурный шедевр древности!

КАЛЫ ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА

Самым главным сокровищем Топрак-калы, писал С.П.Толстов, оказались монументальные росписи и монументальная глиняная скульптура. В залах крепости найдено много скульптур и изображений людей и животных. Подчеркивая богатство красок и реалистичность изображений скульптур, С.П.

Толстов делает вывод о существовании самостоятельного хорезмийского художественного центра. В композиционном решении было много общего с рисунками современных хивинских ковров, узбекских и таджикских сюзане и каракалпакских узорных кошм. Это свидетельствует о глубокой преемственности традиций народного творчества.

Об этом же «говорят» яркие цвета, насыщенные тона многочисленных сложных орнаментов и занимательные сюжеты настенных росписей.

Внимание!

Топрак-кала имел величественный вид и поражал своей масштабностью, что свидетельствовало о росте политической власти государства, занимавшего огромную территорию и пользующегося влиянием далеко за пределами данного оазиса. Но жизнь его была коротка, также как и век государства, которое он представлял. Город-крепость просуществовал, начиная с I по III вв. нашей эры. Это было время, когда Хорезм входил в состав Кушанского царства.

Спустя некоторое время этот глиняный гигант оказался заброшенным. Рядом с ним появляются в V в. укрепленные замки. Ко времени арабского завоевания (VIII в.) их насчитывалось в Хорезме десятки тысяч. Выделялись крупные укрепленные поселения, которые являлись общинно-родовыми домами, что говорило о сохранении и укреплении общинно-родовых отношений.

ИРРИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА

Жизнь в Хорезме концентрировалась на сравнительно узких полосах (несколько км. в ширину)  вдоль отдельных каналов, причем ирригационные сооружения были созданы с высоким для того времени искусством.

У истоков этих каналов находился большой укрепленный пункт для охраны. Общая площадь орошения в низовьях Амударьи составляла в то время 1,3 млн. га, что в 4 раза превышает современную орошаемую площадь Хорезмской области.

Вся жизнь, все благосостояние жителей зависели от развития ирригации и ирригационных сооружений. Их сохранение требовало огромного труда сотен тысяч людей. Рабов брать было неоткуда, да и их труд в этих условиях был непроизводителен.

Поэтому община была единственным средством привлечения крестьян на работы по строительству ирригационных сооружений и содержания их в постоянном рабочем режиме.

Ирригация – община – государство – вот что было главной основой сложившегося хозяйственного механизма древнего Хорезма, где община играла ключевую роль. В ее сохранении было заинтересовано все общество – правители, земледельцы и сами общинники.

Сельское хозяйство было ориентировано на выращивание злаковых культур – проса, ячменя, пшеницы. Широко было развито садоводство, бахчеводство, и виноградарство. Виноград выращивался в огромных «специализированных» хозяйствах и большая часть урожая использовалась для производства вина. Важную роль играло и скотоводство с преобладанием мелкого рогатого скота.

В ремесленном производстве заметную роль играла  металлургия, где ведущими отраслями были литье и обработка железа, производство мелких изделий. Развито было также гончарное производство, причем во многих поселениях явно видны отдельные кварталы гончаров.

Важно!

Кроме керамической посуды производились и терракотовые (обожженная глина) статуэтки. Целый ряд мощных очагов керамического производства располагался на границе со степью, что дает основание предполагать целенаправленную работу на кочевников.

Археологические находки свидетельствуют о наличии косторезных мастерских, где изготавливались костяные и роговые накладки для сложных луков, булавки и иголки. Широкое распространение получило ткачество хлопчатобумажных и шерстяных тканей.

Развивалось и стеклоделие, но скорее всего оно ограничивалось изготовлением наборных поясов, бус и вставок в перстни.

В I в. нашей эры в Хорезме начинают чеканить медную монету (разменную), что свидетельствует о развитии товарно-денежных отношений в обществе. За образец медного номинала была взята парфянская и иранская медь. Большое количество монет было кушанского производства.

В это же время чеканят и серебряные хорезмийские монеты, которые повторяли тетрадрахмы Евкратида – правителя Греко-Бактрии.

Появление монет было связано с растущим оживлением торговых отношений на Великом шелковом пути, северное ответвление которого проходило через Хорезм.

ЗОРОАСТРИЗМ В ДРЕВНЕМ ХОРЕЗМЕ

Господствующей религией был зороастризм, но, видимо, в Хорезме проповедовался его особый «хорезмский вариант», своими корнями, уходящий в местные первобытные верования.

Преобладал ассуарный (ассуарий — рака) обряд захоронения.

Обнаруженные городища (например, Кой-Крылган-кала), связанные с заупокойным культом и погребальные святилища свидетельствуют о большом влиянии религии на общество.

Хорезм в античный период представлял больше географическое понятие, чем самостоятельное – политическое. Он входил в различные государственные объединения вплоть до XI в. Беруни утверждал, что хорезмшахи  являются потомками персидских царей и ведут свою генеалогию от эпохи Ахеменидов. Известно, что Ахемениды провозгласили себя «шахиншахами», т.е.

«царями царей», а все подвластные им территории управлялись от их имени просто шахами, т.е. царями. Так появились ширваншахи (правители территории по западному побережью Каспийского моря), так появились и хорезмшахи. Этот титул сохранялся за правителями Хорезма до начала XIX в., т.е. до образования Хивинского ханства, хотя лишь короткий период (1097-1231гг.

Совет!

) хорезмшахи были властителями Хорезма, во все остальные времена они были номинальными правителями огромной территории, где властвовали владельцы отдельных укрепленных поселений (кала). Эти поселения стали основой небольших политических объединений, разделивших Хорезм на мелкие государства.

Они представляли собой захолустные княжества с городом, округой, поселениями ремесленников, ирригационными и оборонительными сооружениями и царьками местного значения, носившими пышные титулы.

«ИЗ КНИГИ «МОЯ РОДНАЯ ИСТОРИЯ»

Историк-востоковед Хидоятов Г.М

(в сокращении, адаптировано)

Источник: http://alsamarkand.com/khorezm/