Народная медицина хантов и манси

Люди Оби

народная медицина хантов и манси

Лингвисты считают, что представители этого сибирского народа – ближайшие родственники венгров, при этом они не прощают обид, как сицилийцы, их семьи могли враждовать между собой веками, как Монтекки и Капулетти, они практиковали двоежёнство, как мусульмане.

Их мужчины переодевались для лицедейства в женскую одежду, как артисты шекспировского театра «Глобус», они играли на семиструнной арфе и ещё на 26 разновидностях щипковых инструментов, как древние греки, пока русские наяривали на балалайке, и к тому же до сих пор пьют свежую кровь, как один печально прославившийся румынский князь. 
И всё это про хантов, которые называют сами себя ханти, хандэ, кантэк, что означает «люди», или по названиям рек, например: Kondikhou ï – то есть, «люди Конды». 

Сибирские угры Русские прозвали хантов «остяками». Возможно, это искажённое As-jah — «народ Оби». Самоеды (ныне — ненцы) звали хантов «яран» или «ярган», что созвучно иртышско-хантскому слову «яра», которое означает «чужой».

 Историки считают, что в VI-V тысячелетии до нашей эры предки хантов жили в лесной и лесостепной зоне Урала и Западной Сибири, а потом воинственные южане-кочевники оттеснили их на север Сибири. В XII веке на Обь пришли тюрки —  прародители  сибирских татар. Позже весь Иртыш был ими завоеван, но хантам удалось сохранить независимость от Сибирского ханства.

Так что ко времени присоединения западносибирских земель к России в конце XVI века у хантов образовались отдельные княжества, объединенные в военно-политический союз. 

Русские начали создавать на территории хантыйских княжеств волости, куда в XVII веке стали активно переселяться крестьяне из европейской части страны.

В начале XVII века в Сибири насчитывалось около 7 800 хантов, к концу девятнадцатого столетия их численность составляла 16 тысяч человек, а согласно последней переписи населения Российской Федерации – почти 31 тысяча. А всего в мире сегодня существует примерно 32 тысячи представителей этого народа.

Внимание!

Так как этот коренный малочисленный народ России издавна живёт в тайге на севере Западной Сибири по берегам Оби и Иртыша, а также их притоков (недаром же их ещё называют обскими уграми), неудивительно, что традиционное занятие хантов – речное рыболовство. 

Медведь, он же хантыйский Прометей 
И конечно, ханты – превосходные охотники, в старину они добывали пушного зверя, а также лося и медведя, и только два века назад занялись лесным оленеводством. На протяжении многих веков они жили промыслом и собирательством.

 Животноводство и овощеводство начали развиваться у хантов, которые обитают в южных районах и по Оби, только с XIX века. Поэтому у хантов процветал культ поклонения духам деревьев и тотемным животным, важнейшим из которых стал медведь.

 Согласно верованиям хантов, первая на свете женщина родилась от медведицы, а огонь людям даровал Великий Медведь. Впрочем, поклонение «хозяину тайги» нисколько не мешало хантам на него охотиться. Наоборот, добыть медведя считалось большой удачей и обязанностью устроить односельчанам большой праздник.

 Если охотнику-ханту удавалось завалить медведя, всё селение ликовало четыре дня, а если медведицу, то на сутки дольше. Судя по тому, что в каждой семье хантов хранилась не одна медвежья шкура, охота на медведей была для этого народа делом обычным. Освежевание медведя – отдельный ритуал. Шкуру с него сдирали всем напоказ.

Голову медведя-самца оставляли нетронутой и водружали на передние лапы, на нос клали серебряные монеты, а на пасть надевали специально изготовленный из бересты намордник. Голову медведицы украшали женским платком и бусами. 

Медвежий праздник обязательно сопровождался лакомствами из медвежатины, обрядовыми песнями, танцами и шуточными представлениями. Интересно, что дурачиться на этом празднике могли только мужчины. Если они разыгрывали сценки про женщин, то переодевались в женскую одежду. 

Николай Угодник, он же Нум-Торум Были у хантов и другие священные животные. Допустим, выдры и бобры почитались ими как исключительно сакральные звери, истинное предназначение которых ведомо лишь шаманам. А, например, лось считался символом достатка и силы.

 Верования хантов запрещали им селиться у обжитых зверями мест, охотится на молодых или беременных животных, без причины шуметь в лесу. Кроме того, они плели сеть такого размера, чтобы молодняк рыбы мог выскользнуть через достаточно большие ячейки.

 Первую добычу или улов ханты жертвовали своим деревянным идолам. 

Естественно, как и многие язычники, ханты особо почитали шаманов и слушались их во всём. И даже после того, как официально приняли православие, каким-то удивительным образом ухитряются смешивать его с анимизмом и зооморфизмом. 

Важно!

Например, русские путешественники не раз с изумлением наблюдали, как ханты смазывают губы изображённых на иконах святых кровью жертвенных животных, а также заметили, что обские угры упорно путали Николая Угодника с языческим верховным богом, которого звали Нум-Торум, а Богоматерь – с богиней земли Калтась-эква. 

Это объясняется тем, что ханты не так-то легко поддались христианизации. 

Бабушка — трясогузка, дед — бобёр 

Вплоть до XVIII  века у хантов преобладали большие отцовские и братские семьи, которые считали своими предками птиц или зверей (одна семья «происходила» от бобра, другая – от «трясогузки»…). Если умирал старший брат, то младший брал себе в жёны его вдову и усыновлял всех его детей.

Ханты-оленеводы вдобавок могли взять в помощь к старой жене молодую. Ханты не считали добрачные половые отношения чем-то предосудительным. Наоборот, молодая женщина, у которой уже есть внебрачный ребёнок, как невеста ценилась выше: ведь она доказала, что способна рожать здоровых детей.

 

А вот чтобы преодолеть бесплодие, ханты шли на всё, даже на супружескую измену.

Жене позволялось попробовать забеременеть не от мужа, а от другого мужчины. Мужу – взять вторую, плодовитую, жену. 

При этом ханты верили, что тяжёлые роды уличают жену в неверности. Якобы боги наказывают таким образом гулящую женщину, а порядочная родила бы быстро и легко. У хантов издревле была сильна традиция кровной мести. Некоторые семьи враждовали одна с другой на протяжении многих поколений. Особенно, если эта вражда началась с убийства. 

Между прочим, ханты мстили за убитых родичей не только людям, но и животным. Если охотника задрал медведь, то его ближайший родственник обязан был разыскать убийцу и казнить его. В этом случае никакого медвежьего праздника никто не устраивал, труп медведя-убийцы полагалось просто-напросто сжечь – чтоб другим косолапым неповадно было. 

Счастье луковое Как и другие народы Крайнего Севера, ханты с удовольствием едят внутренности оленей. Не брезгуют и содержимым оленьих желудков. Да какое там «брезгуют»! Они готовят из того, что осталось в желудке у оленя, деликатес под названием «каныга», блюдо считается  очень полезным для здоровья.

По сути это либо полупереваренный ягель (зимой), либо приправленные желудочным соком оленя лишайники, кустарники и грибы (летом).

 И конечно, ханты пьют кровь только что забитого оленя, а также немедленно раскалывают оленьи голени и выедают оттуда костный мозг, потому что многовековой опыт убедил их в том, что сырое мясо отлично восполняет дефицит витаминов, укрепляет иммунитет и согревает в лютый мороз.  Из рыбы ханты чаще всего варили похлёбку, но и её могли есть сырой.

  Женщины этого народа прекрасные рукодельницы. Они ловко шьют одежду и обувь из оленьего меха, замши и цветного сукна, обильно украшая всё это вышивкой из бисера. Традиционные орнаменты хантов во многом перекликаются с их традиционными верованиями и называются, например, так: «заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы»… 

Важнейшим мужским символом для хантов был охотничий лук, который служил не только охотничьим орудием , но и оберегом. При помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего.

Совет!

Женщинам запрещалось прикасаться к добыче, которая пронзена стрелой, они не имели права перешагивать через охотничий лук. 

Зимой ханты передвигались на лыжах (с камусом и на голицах), а также на оленьих и собачьих нартах, летом сплавлялись по рекам на лодках-доблёнках и лодках-неводниках. Впрочем, для дальних путешествий на только им ведомые богатые рыболовные угодья ханты отправлялись в специальных больших лодках с настоящими каютами, крытыми берестой. 

Поговори же ты со мной, арфа семиструнная Удивительно разнообразие традиционных струнно-щипковые инструменты хантов. Известно как минимум 27 видов этих инструментов, каждый из которых связан либо с каким-нибудь тотемным животным, либо с определённым ритуалом. Допустим, семиструнная хантыйская арфа символизирует лебедь.  

Источник: http://nazaccent.ru/content/27427-lyudi-obi.html

Традиции чаепития у народов ханты и манси

Традиции чаепития у народов ханты и манси.

Ханты и манси высоко ценили тонизирующие свойства хорошего чая. Считалось, что он придает человеку силы, поэтому обязательно пили чай перед охотой и длительными пешими переходами.

С XVII века, а может и раньше, в Сибирь в обмен на меха из Китая завозили особый вид чая – «кирпичный» – черный или зеленый.

Изготавливали его по особой технологии из высококачественного чайного листа, формируя брусками темно- или светло-зеленого цвета с плотной и гладкой поверхностью.

Кирпичный чай удобен для транспортировки, хорошо хранится, не портится от влажности и перепада температур, сохраняя свой вкус и аромат годами. Поэтому он завоевал популярность по всей Сибири и Северу.

Отделить кусочек от твердого чайного кирпича можно только с большим усилием с помощью ножа или топора. Порцию чая бросают в котел, не измельчая. Вода может быть даже холодной или чуть теплой, но не кипящей. Засыпав чай в котел, его не заваривают, а именно варят, готов он тогда, когда вскипит ключом. Для заварки кирпичного чая нужно в 2 раза больше, чем обычного – байхового.

С 90-х годов XIX в. кирпичный чай сменяет чай плиточный – это прессованный байховый чай, но с большим количеством чайной крошки. При заваривании он даже бывает более крепок, чем те байховые чаи, из которых его производят.

Это объясняется тем, что прессование происходит сухим путем под высоким давлением. Часть пектинов и смолистых веществ выдавливается из крошки и быстрее переходит в настой.

Внимание!

Плиточный чай также удобен в полукочевом быту и даже заслужил название «сибирского».

Заслышав приближающуюся упряжку, хантыйская или мансийская хозяйка подвешивала над огнем котел для чая. Это не только жест гостеприимства, но и самое верное средство помочь гостю быстрее согреться и восстановить силы. Котел успевал вскипеть за то время, пока гость распрягал оленей и стягивал с себя верхнюю одежду.

Именно с чаепития начиналась трапеза в каждом сибирском жилище. Южные соседи ханты и манси варили кирпичный чай, добавляя в него молоко, масло, а порой и муку, превращая его в сытное и согревающее блюдо. На Оби разработали свою рецептуру тонизирующего напитка.

Его обязательным компонентом был жир – лосиный или олений, реже – сливочное масло или оленье молоко. Кусочек топленого жира опускали прямо в чашку. Это усиливало аромат напитка, придавало ему своеобразный вкус, а главное согревало. Но лучше всего пить чай с жирной строганиной из нельмы или муксуна.

Европейцу покажется нелепым глотать с мороза ледяные стружки рыбы, но в сочетании с горячим чаем они мгновенно согревают и насыщают.

Вот почему хантыйская или мансийская хозяйка вместе с чаем поставит перед гостем не только хлеб и сахар, протянет ему тушку мерзлой рыбы и сплетенный из травы круглый коврик, чтобы тот мог приготовить строганину – по обычаю рыбу строгают мужчины, женщина лишь может снять с нее кожу.

Хотя хозяевам всегда хотелось поскорее узнать новости, согласно традиционному этикету не принято расспрашивать гостя, пока тот не попьет чая. Лишь когда его чашка оказывалась вверх дном на блюдце, начиналась беседа.

Китайский кирпичный чай всегда был очень дорогим, поэтому чаепитие было привилегией богатых людей. Чаще в котле варились травы или чага. Для приготовления горячих напитков ханты и манси и по сей день, употребляют различные травы: таволгу, лисья брусники, княженики, морошки и т.д.

Чай из таволги

Свежие листья таволги предварительно высушивали, подвесив пучки стеблей с листьями и цветками в полутени.

Пригоршню сухих листьев заваривают кипятком, настаивают 20 минут и пьют.

Важно!

Манси называют это растение и напиток из него «манси-чай», а ханты – «ханты-чай».

На Назыме приходилось слышать, что за мешок хорошо высушенной таволги в прошлом давали оленя.

Напиток из корней шиповника

Отвар из корней шиповника – испытанное средство от расстройства желудка и от болей в печени. Он замечательно утоляет жажду, поэтому особенно полезно пить его на охоте.

Напиток из чаги

С куска чаги в чайник ножом соскребают черные кусочки. На заварной чайник их нужно до двух столовых ложек. Заливают крутым кипятком и настаивают 20 минут.

Таким чаем не рекомендуется злоупотреблять. Ханты и манси считают, что чага размягчает печень и поэтому стоит пить не больше 2-х недель подряд, а потом необходим перерыв.

Трехдневный настой чаги пьют, если страдают желудком.

Березовый чай – «сумт-чай»

Это любимый напиток хантыйских долгожителей. В отличии от чаги его можно пить сколько душе угодно.

У поврежденного березового дерева внутри образуется полость с рыхлой сердцевиной. Весной там скапливается сок, пропитывает древесину и застывает в виде черных стеклянистых сгустков. Их и пропитанные соком древесные волокна извлекают и тщательно просушивают – в сухом виде березовый чай может храниться очень долго.

Это естественный консервант березового сока, сохраняющий его полезные свойства. Соковая пора проходит быстро, а «сумт-чай» можно пить целый год.

Чтобы приготовить напиток, в чашку бросают небольшой кусочек (при желании его можно измельчить в порошок) и заливают кипятком – сок тут же начинает в нем растворяться.

Совет!

Цвет у напитка очень красивый красно-коричневый, а вкус и аромат – как у свежего березового сока и талой весенней воды.

Источник: http://mognovse.ru/syu-tradicii-chaepitiya-u-narodov-hanti-i-mansi.html

Национальное жилище народов Ханты и Манси

Национальное жилище народов Ханты и МансиНавигация — Главная → Строительство →Национальные жилища Хантов и Манси. В конце девятнадцатого века У.Т. Сирелиус описал около тридцати типов жилых построек Хантов и Манси. А так-же и хозяйственные сооружения для хранения продуктов и вещей, для приготовления пищи, для животных.

Их можно насчитать более двадцати разновидностей. С добрый десяток наберется и так называемых культовых построек – священных амбарчиков, домиков для рожениц, для изображений умерших, общественных зданий.

Правда, многие эти постройки при разном назначении схожи по конструкции, но тем не менее разнообразие их удивительно.

Много-ли построек имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум.

Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.).

К этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья.

Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать. ность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья.

Было и передвижное жилище – большая крытая лодка. На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым.

Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Внутренние стены нужно быстро закрепить, для чего их вначале немного подтаивают с помощью костра и бересты. Спальные места, т.

е. просто землю, покрывают еловыми ветками.

Веткипихты мягче, но их не то что стелить — даже рубить нельзя; считалось, что это дерево злого духа. Прежде чем отправиться на покой, вход в нору затыкают снятой одеждой, берестой или мхом.

Если ночует несколько человек, то в снежной куче выкапывается широкая яма, которая накрывается всеми лыжами, имеющимися в группе, а поверх — снегом. Как только снег замерзает, лыжи вынимаются.

Иногда яму делают столь широкой, что для крыши требуются два ряда лыж и их в середине ямы подпирают столбами. Перед снежной ямой иногда ставили заслон.

Заслоны как зимой, так и летом строили самые разные. Наиболее простой способ: найти два дерева, отстоящие друг от друга на несколько шагов (или вбить в землю два стояка с развилками), положить на них перекладину, прислонить к ней елки либо шесты, а поверх настелить ветки, берестяное полотнище или траву.

Если остановка длительная или людей много, то ставят два таких заслона, обращенных открытыми сторонами друг к другу. Между ними оставляют проход, где разводят костер, чтобы тепло шло в обе стороны. Иногда здесь устраивали кострище для копчения рыбы.

Следующий шаг к усовершенствованию — установка заслонов вплотную друг к другу и вход через специальное дверное отверстие. Очаг по-прежнему находится в середине, но для выхода дыма необходимо отверстие в крыше. Это уже шалаш, который на лучших промысловых угодьях строят более прочным — из бревен и досок, чтобы он служил несколько лет.

Более капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полу земляка. Следы таких жилищ археологи связывают с далекими предками ханты — еще эпохи неолита (4—5 тыс. лет назад).

Внимание!

Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые сходились вверху, образуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея разрабатывалась и усовершенствовалась во многих направлениях.

Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невы‐сокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху, покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков получался тот или иной тип жилища.

Вот как строят на Вахе мыг-хат — «земляной дом». Он выделяется над землей только своей верхней частью, а нижняя углублена на 40—50 см. Длина ямы около 6 м, ширина около 4 м. Над ямой по углам ставят четыре столба, на них вверху кладут продольные и поперечные перекладины. Они служат «матками» будущего потолка и одновременно опорой для будущих стен.

Для получения стен вначале ставят в наклон на расстоянии шага друг от друга столбы, которые верхними концами опираются на упомянутые перекладины. Два встречных бревна противоположных стен соединяются еще одной перекладиной.

На боковых стенах бревна в середине высоты скрепляются поперечной перекладиной во всю длину будущего дома. Теперь, когда готова решетчатая основа потолка и стен, на нее накладывают жерди, а затем уже все сооружение засыпают землей.

Снаружи оно выглядит как усеченная пирамида. Посередине крыши оставлено отверстие — это окно. Его закрывают гладкой прозрачной льдиной. Стены у дома — наклонные, и в одной из них — дверка. Открывается она не вбок, а вверх, т. е. чем-то похожа на западню в погребе.

Идея такой землянки зародилась, видимо, у многих народов независимо друг от друга. Ее строили кроме ханты и манси их ближние соседи селькупы и кеты, более дальние —эвенки, алтайцы и якуты, на Дальнем Востоке — нивхи и даже индейцы Северо-Западной Америки.

Полом в таких жилищах была сама земля. Поначалу и для спальных мест просто оставляли у стен невынутую землю — возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары. В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше.

Важно!

Только потом его стали закрывать и превратили в окно. Это стало возможным, когда появился очаг типа камина — чувал, стоящий в углу у двери. Его основное преимущество — наличие трубы, выводящей дым из жилого помещения.

Собственно, чувал и состоит из одной широкой трубы. Для нее использовали полое дерево и ставили по кругу прутья, обмазанные глиной. В нижней части трубы — зев, где разводят огонь и подвешивают на перекладине котел.

О чувале сложена загадка: «Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит». Он хорошо обогревает дом, но только пока в нем горят дрова. Зимой чувал топят целый день, на ночь трубу затыкают.

В фольклоре вокруг широкой трубы чувала завязано немало сюжетных узелков. Герой то заглядывает в нее, чтобы узнать о происходящем в доме, то намеренно роняет снежинку и гасит огонь.

На улице ставили глинобитную печь для выпечки хлеба.

На первоначальных этапах своей истории ханты, как и многие до них, строили землянки различного типа. Преобладали среди них землянки с каркасом из бревен или досок.

Из них появились в последующем срубные жилища — дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран.

Хотя, по мировоззрению ханты, дом — это все, что окружает человека в жизни… Избы ханты рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами.

Собственно технология строительства рубленого дома мало изменилась за прошедшие годы. Соседствуя на протяжении веков с ненцами, ханты заимствовали у последних и максимально приспособленный для кочевья чум — переносное жилище кочевников-оленеводов.

Совет!

В основе своей хантыйский чум подобен ненецкому, отличаясь от него лишь в деталях. В чуме нередко живут две-три семьи, и, естественно, жизнь регулируется морально-этическими нормами народа, выработанными за века, правилами внутриродового поведения, эстетикой быта и бытия.

Чум еще не так давно покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом.

В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и брезентом. Во временных постройках на спальные места настилали циновки и шкуры. В постоянных жилищах имелись нары, также застилаемые.

Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров. Своего рода «микрожилищем» для ребенка служила колыбель — деревянная или берестяная.

Непременной принадлежностью каждого дома был столик на низких или высоких ножках.

Для хранения домашней утвари и одежды устраивали полки и подставки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раздельно.

Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары — дощатые или бревенчатые, навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища.

Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для лошадей, стайки и хлева. Для привязывания лошадей или оленей устанавливали столбы, во время жертвоприношений к ним привязывали жертвенных животных.

Кроме бытовых существовали общественные и культовые сооружения. В «общественном доме» хранились изображения предков дайной социальной группы, устраивались праздники или собрания. Наряду с «гостевыми домами» они упоминаются в фольклоре. Существовали особые постройки для менструирующих женщин и рожениц — так называемые «маленькие дома».

В поселках или глухих, труднодоступных местах строились амбарчики для хранения предметов культа. У северных групп обских угров имелись миниатюрные домики, в которые помещали изображения умерших. В некоторых местах строили навесы для храпения медвежьих черепов.

Поселения могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Объем селений в большей степени определялся космогоническими воззрениями народа, чем социальными потребностями. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, и обдорские ханты начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь.

Источник: http://otchelniki.e-veterok.ru/1xanti_mansi.html

Ханты и манси — 9 шокирующих фактов об этих народах

Многие люди считают, что ради раскрытия непознанных тайн цивилизации необходимо отправляться на другие континенты: бороздить моря, пересекать пустыни и лазить по джунглям. А между тем, в России встречаются народы, чей быт, традиции и взгляды на жизнь способны удивить или даже шокировать.

Например, манси и ханты, с древних времен живущие на бескрайних просторах Югры, поставили перед историками и этнографами немало вопросов, ответы на которые не найдены до сих пор.

Это два разных народа

Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси – разные народы.

Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий.

Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях. Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа.

Внимание!

Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам. Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры). Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи.

Считается, что этногенез двух коренных народов Западной Сибири произошел на Урале в результате смешения местных жителей, обитавших на этих землях с эпохи неолита, и финно-угорских племен, пришедших с юга. Затем и ханты, и манси были вытеснены на северо-восток воинственными соседями.

Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) – это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию. Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков. Они – умелые охотники и рыбаки. Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных. Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Пулса де-нура: как действует страшное еврейское проклятие

Среда обитания и основной вид деятельности у вогулов и остяков, как их называли раньше, различны, а значит и жизненный уклад – другой.

Согласно переписи населения России 2010 года, численность народа ханты превышает 30 тысяч человек, манси намного меньше – всего около 12 тысяч представителей.

Жертвоприношения иконам

Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.

Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают.

Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые есть почти в каждом доме, поскольку воспринимают эти лики как языческих божков.

Важно!

Так, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле. Например, в охоте на лося. А богиня земли Калтась-эква воспринимается местными верующими как Богоматерь.

С таким религиозным синкретизмом пока ничего не могут поделать православные священники, ведь на словах манси и ханты – христиане.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо.

Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения.

Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.

Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми.

На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты.

Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.

Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно.

На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления.

Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Рыботорговец уверовал в разум осьминога и освободил его

Медвежий праздник – это альтернативная реальность, своеобразное зазеркалье, где мир духов переплетается с явью.

Допускают супружеские измены

Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство.

А вот бесплодие – это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство.

Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности дамы, ведь так ее наказывают сами боги – при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает намного больше страданий и боли, чем порядочная женщина. А дела богов не касаются простых смертных. И каждое дитя принято встречать с радостью.

Кастрируют оленей зубами

Манси, как правило, держат большие стада оленей. Мясо этих животных употребляют в пищу, из шкур шьют традиционную одежду, рога и кости используются в изготовлении различных инструментов и домашней утвари. Иногда оленями расплачиваются при расчетах друг с другом.

В большом стаде оставляют одного (реже двух) самца-производителя. Он и осеменяет самок в период гона. Большинство подросших животных мужского пола кастрируют: иначе они начнут жестоко драться за оленух, что чревато потерями для хозяев. Кроме того, после оскопления бывшие самцы лучше набирают вес.

В старину, не имея необходимых инструментов и опасаясь заражения животных, манси надкусывали яйца подлежащих кастрации молодых оленей… собственными зубами. Это стало традицией, которой некоторые животноводы следуют до сих пор.

Едят содержимое оленьих желудков

Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири – не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков. Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом – из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя.

Источник: http://divolog.ru/hanty-i-mansi-9-shokiruyushhih-faktov-ob-etih-narodah/

Животноводство и земледелие хантов и мансов

Животноводство и земледелие хантов и мансов

Животноводство и земледелие хантов и мансов

Животноводство у хантов и манси было развито слабо. Способы ведения скотоводческого хозяйства были таковы, что большого значения оно не могло иметь. Березовские, васыоганские, иртышские ханты, кондинские, сосвинские и обские манси имели лошадей, овец, домашнюю птицу. Коров держали очень мало. Лошадьми пользовались зимой, после ледостава, а летом отпускали их пастись без надзора.

Зачатки земледелия у иртышских хантов существовали еще до прихода русских. Сеяли тогда главным образом ячмень. Обрабатывали поля моты­гами, колосья вырывали, а не срезали, вместо молотьбы обжигали.

У ман­си перед революцией земледелие было занятием подсобным, малозначи­тельным даже у оседлых, обрусевших манси Верхотурья, низовий Лозвы и Пелыма, которые уже в XIX в. почти не отличались по быту от русских крестьян. Сеяли они овес и ячмень.

Орудия земледелия были очень при­митивны, часто сеяли без пахоты, взрыхляя землю лишь бороной-«суко- ваткой». Основным источником существования и здесь были охота и ры­боловство.

Огородничество, очень незначительное, существовало лишь у иртыш­ских и части кондинских и приобских хантов. Угодья, пригодные для земле­делия, и выгоны ханты часто сдавали в аренду, подобно рыболовным пескам. Основной пищей хантов и манси в прошлом были мясо и рыба. Домашнего оленя забивали только зажиточные оленеводы.

Главную роль в питании играло мясо дикого оленя, лося и других промысловых зверей. Почки, печень, костный мозг, глаза, уши, губы, а иногда и другие части туши ели сырыми. Остальное мясо варили; свежую кровь пили сразу после забоя, остаток ее собирали и на ней замешивали мучные лепешки, прибавляли в мясной навар.

В пищу употреблялись и молодые мягкие оленьи рога.

Осенью, при большой добыче диких оленей, мясо их заготовляли впрок: его нарезали длинными тонкими ломтями и раскладывали для вяления на особых высоко поднятых над землей настилах. Иногда мясо слегка под­капчивали. Сало оленя коптили; оно считалось лакомством. Зимой мясо оленей ели замороженным, нарезая ножом тонкие стружки.

Рыбу ели сырой, вареной и вяленой. Летом рыбу вялили на вешалах, устраиваемых тут же около летнего стойбища, подкапчивали над разведен­ным под вешалами дымным костром.

Из внутренностей вытапливали в больших котлах рыбий жир, который являлся немаловажным продуктом для хантов и манси: он шел в пищу в чистом виде или смешанный с тол­чеными ягодами черемухи; на нем жарили мучные лепешки и приготов­ляли из него «варку», для чего проваривали в нем истолченную сухую рыбу.

Такую «варку» всегда брали в дорогу и на охоту. Зимой рыбу ели мороженой. Головки рыбы, иногда и всю мелкую рыбу сушили и толкли в муку, из которой варили болтушку. Вынутые при изготовле­нии юколы из крупных рыб кости не выбрасывали, а сушили, толкли и тоже употребляли в пищу и на корм собакам.

Совет!

Рыбьи пузыри сушили и делали из них клей. Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили и коптили. Употребляли в пищу также яйца диких птиц.

Из дикорастущих ханты и манси потребляли ягоды (чернику, черную смородину, бруснику, черемуху), которые ели сырыми, смешивая с жи­ром; собирали растения из семейства зонтичных, «медвежью дудку», дикий лук и различные клубни. Грибов не ели, считая их нечистым по­рождением. Весной собирали и пили березовый сок.

Печеный хлеб стал широко потребляться хантами и манси лишь в недавнее время, несмотря на то, что он был, видимо, им известен давно. Еще в XVII в. ханты и манси изредка в обмен на пушнину и рыбу брали у русских печеный хлеб.

Мука, особенно ржаная, значительно раньше печеного хлеба вошла в употребление у этих народов. Бедняки из нее де­лали болтушку, забалтывая муку в кипящей воде, бросая в нее плоды шиповника и «марьин корень». Более зажиточные пекли из муки на золе и камнях пресные лепешки.

Соли раньше не употребляли ни при при­готовлении пищи, ни при заготовке впрок продуктов.

Общеупотребительно было жевание древесной смолы, преимущественно лиственничной, которая считалась средством для предупреждения цынги.

Раньше единственными средствами передвижения водным путям служили лодки разных типов.

Долбленку (облас) изготовляли из осины; для этого срубали ствол дерева, отесывали поверхность его топором и заостряли корму и нос. Дальнейшее выдалбливание производилось теслом — попе­речным топором с полукруглым лезвием.

Внимание!

Затем, подняв долбленку над землей, разводили под ней костер, а внутрь наливали воду. Древесина распаривалась и позволяла развести борта, которые закреплялись встав­ленными поперечными палками. Иногда для увеличения грузоподъем­ности вдоль бортов пришивались тонкие доски.

Долбленки делались разной величины; они могли поднимать от одного до восьми и более че­ловек.

На Сосве и Оби были распространены более совершенные лодки с дни­щем из кедра и с бортами из еловых досок, пришитых к днищу сосновыми корнями. Лодки эти были легки, устойчивы и обладали хорошим ходом.

Для дальних сезонных переездов пользовались большими лодками типа енисейских илимок, грузоподъемностью до 7—8 т, имеющими каюту из досок и мачту для прямого паруса.

Такая лодка служила и летним жильем на промысле. Иногда при переездах семьи связывали вместе две небольшие лодки, устанавливали на них каркас из жердей и покрывали его берестой. До середины XVIII в.

существовали берестянки — лодки, сделанные из бересты.

Упряжное оленеводство у хантов и манси, как упоминалось выше, заимствовано от ненцев. Конструкция оленьих нарт, способ упряжки оле­ней, оленеводческая терминология — ненецкие. Северные ханты на оленьих нартах ездили круглый год. Ханты и манси, державшие лошадей, употребляли русские сани и особые конные нарты.

Безлошадные и без- оленные передвигались на лыжах, а груз перевозили на собаках. На соба­ках же отправлялись на промысел, подвозили к жилью воду, дрова. Собак запрягали одну или несколько веером или цугом. Иногда охотник на лыжах сам впрягался и помогал собакам тянуть ручную нарту.

Собачья нарта отличается по типу от оленьей. Она ниже, уже, легче; копылья ее укреплены ремнями. Для переноски груза на пешей летней и осенней охоте применялись крошни, а вишерские и чердынские манси употреб­ляли .

Важно!

специальную накидку — лузан, или луз (у коми лаз), представ­лявшую собой прямоугольный кусок кожи на войлочном подкладе с круг­лым вырезом для головы посредине; переднее и заднее полотнища скреп­лялись по бокам у пояса.

Верх и подклад лузана сбоку сшивался неплотно, образуя место для хранения запасов (хлеба, спичек, табака и т. п.); снаружи к лузану пришивали петли из кожи для некоторых орудий (то­пора и др.) Ханты такой накидки не знали

Источник: http://lib7.com/narody-sibiri/1670-zhivotnovodstvo-i-zemledelie-hantov-i-mansov.html

Народ Ханты

– малочисленный народ северных регионов. Общая численность около 31 тысячи человек. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областей.

История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом.

Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища.

Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве.

Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар.

Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом.

Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей.

Совет!

В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей.

На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя.

Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали.

Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы.

Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно.

В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству.

Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей.

Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного.

Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Источник: https://goturist.ru/narod-xanty/