Народная медицина татар

Медицина в Крымском ханстве

Внимание!

Признак сильного государства — это здоровая нация, физический, духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал. А еще экономические возможности и обороноспособность страны. Все это хорошо понимали и наши предки, жившие в эпоху Крымского ханства.

Наверное, поэтому широкое распространение в государстве Гираев имели медицина и здравоохранение.

Будущие врачи Крыма получали образование в престижных медресе, как местных, так и зарубежных. И вообще, врачебная наука здесь шла в ногу с просвещением исламского мира, находясь на уровне нередко выше европейского. Также в ханстве никогда не забывали о наследии народных врачевателей. Крымские татары были убеждены, что справляться с недугами им помогут природные лекарства.

Внимание!

Признак сильного государства — это здоровая нация, физический, духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал. А еще экономические возможности и обороноспособность страны. Все это хорошо понимали и наши предки, жившие в эпоху Крымского ханства.

Наверное, поэтому широкое распространение в государстве Гираев имели медицина и здравоохранение.

Будущие врачи Крыма получали образование в престижных медресе, как местных, так и зарубежных. И вообще, врачебная наука здесь шла в ногу с просвещением исламского мира, находясь на уровне нередко выше европейского. Также в ханстве никогда не забывали о наследии народных врачевателей. Крымские татары были убеждены, что справляться с недугами им помогут природные лекарства.

При крымском дворе жили лучшие медики, наблюдавшие и лечившие ханскую семью согласно последним достижениям тогдашней науки. Они пользовались непререкаемым авторитетом, и к ним при надобности стремилась попасть столичная элита. Как правило, все они были местного происхождения, и врачебная практика порой переходила из поколения, в поколение, образуя целые династии врачей.

Следует отметить, что эти ученые мужи совершенствовались, пользовались не только фундаментальным трудом «Каноном врачебной науки» великого Али ибн Сины, но и другими восточными и европейскими трудами.

К примеру, были хорошо знакомы с принципами врачевания немецкого ученого XVI столетия Парацельса.

Другими словами, придворные врачи подходили грамотно к возложенной на них миссии — лечить при помощи химических составов, а также средств, получаемых при специальной обработке сырья, которое дает человеку растительное и животное царства. То есть использовали фармакологию.

Конечно же, не обходилось без исключения, и при ханском дворе практиковали иностранные медики. Так около 1724 года первым врачом при ханах Саадете Гирае III и Менгли Гирае II был Ксаверио Главани, по совместительству еще и французский консул.

Важно!

Нужно отметь, что почти в каждом городе Крымского ханства практиковали врачи. Они, как и придворные медики, пользовались научными трудами, ставшими настоящим достоянием.

В Крыму наибольшей популярностью пользовались две книги, переведенные османским фармакологом и знатоком европейской науки Омером Шифаи: «Новая химическая медицина» (Тыбб-и джедид-и кимьяи) и «Метод лечения по врачебной химии» (Минхадж-уш-шифаи фи тыбби кимьяи).

Эти труды из всего научного наследия врача Парацельса были наиболее популярными на Востоке.

И если на протяжении столетий ханскую семью и придворных сановников продолжали лечить образованные лейб-медики, опираясь на труды ар-Рази, ибн Сины, ибн Рушда, Парацельса и многих других, основная же масса крымских татар жила и лечилась по старинке. То есть, они в случае нужды прибегали к помощи врачей-специалистов, которые были приверженцами иной, не менее сложной медицинской теоретически-практической системы, которую принято называть народной.

Крымскотатарская традиционная медицина имела свою основную концепцию, суть которой заключалась в предотвращении заболеваний.

На службу этому принципу ставились гигиена, здоровая пища, регулярное и умеренное питание, а также постоянные физические нагрузки, закаливание, поездки в местности, славящиеся благотворным климатом, водами и другими курортными достоинствами.

Если же заболевания не удавалось избежать, то при лечении предпочтение отдавалось таким щадящим средствам народной медицины, как травяные препараты, водные и грязевые процедуры, использование воды целебных источников и так далее. В число лечебных средств входили даже фрукты и некоторые овощи.

Свою славу крымские курорты получили еще в ханский период. Так известно, что в конце XVI — начале XVII века одним из богатых природными лечебными ресурсами считался курорт у города Къырыма (Солхата).

О нем красноречиво сообщает в своем «Описании Черного моря и Татарии» д’Асколи. Вот что он пишет: «В окрестностях этого города произрастают душистые цветы и целебные травы.

Совет!

Ежегодно от весны и до июля здесь бывает большой съезд со всех концов Татарии для пользования ваннами из горячей воды с цветами и травами, исцеляющими человека от многих недугов».

Еще одним источником здоровья и благополучия являлось грязелечение. С XVII века в небольшую крымскотатарскую деревушку Тузлы, расположенную в выжженной солнцем степи на западе полуострова, ехали со всего Крыма за исцелением. Здесь находилось соленое озеро, а целебные свойства ила на его дне издавна были известны местным жителям. Очень скоро деревню переименуют в Сагъ.

А еще ранее устроят настоящую сезонную лечебницу скромную по размерам, но зато со всем необходимым для такого лечения оборудованием, с подвозом больных и навесами. Работали эти лечебницы с 20 июля по 1 сентября. Нередко грязелечебницу посещали и высокопоставленные особы.

Методика пользования местными грязями была разработана крымскотатарскими медиками, очевидно, на основе опыта столь длительного и проверенного, что его можно было бы считать вполне научным.
Минеральные воды многочисленных целебных родников полуострова также пользовались большой популярностью среди жителей Крымского ханства.

Один из таких источников был и остается Савлук-Су у истоков реки Альмы. К нему добирались с Южного берега через деревню Корбек, поднимаясь затем на яйлу и двигаясь к Чучельскому перевалу. Раз в году 1 июля сюда устремлялись толпы паломников. Местные жители верили, что именно в этот день воды источника особенно целебны, как и молитва у подножья древней Чучели.

Очевидно, оказывала свое воздействие и эта вера, и купание, и потребление воды. Не менее посещаемым был другой целебный источник в деревне Топлы близ Судака, его температура круглый год неизменно равнялась +15 °C.

Большой популярностью пользовались народные целители, которые нередко после смерти возводились в ранг святых — азизов.

Традиционная крымскотатарская медицина предписывала довольно раннее закаливание детей, что в совокупности с регулярными физическими упражнениями давало неплохие результаты.

Как сообщал анонимный турецкий путешественник середины XVIII века: «татары легко переносят стужу и зной и купают детей в соленой воде, чтобы приучить их к перенесению холода.

Уже в 12 лет дети начинают упражняться в военном ремесле… [отчего] эти татары чрезвычайно поворотливы».

О традиционной национальной гигиене в XVII веке писал и Гийом Боплан: «Когда дети еще маленькие, их матери заботливо купают их ежедневно в воде, где растворена соль». В результате детская смертность в Крыму снижалась, а из таких подростков вырастали «смелые и выносливые воины, которые не поддаются усталости, легко переносят зимнюю непогоду».

Говоря о национальной гигиене, следует учесть, что кроме поддержания личной чистоты и повсеместной практики закаливания, огромную роль в здоровье народа играла чистота улиц, площадей, помещений для скота.

В Крыму были практически неизвестны такие инфекционные заболевания как оспа, тиф, детская дизентерия. Не знали о таком явлении как клопы, и не страдали от других насекомых-паразитов.

И это благодаря личной гигиене, а не природе или климату.

Лекарства использовались в основном растительного происхождения. Их производили лекари, которые профессионально изготавливали медикаменты на химической основе. Они были доступны в продаже, и каждый мог их приобрести.

Конечно же, случались в ханстве и эпидемии, сводившие в могилу сотни крымских татар. Но редкие распространения инфекционного заболевания быстро проходили.

Внимание!

Следует отметить, что среди крымцев была распространена хроническая болезнь — ревматизм и предрасположение к этому заболеванию, связанному, в первую очередь, с климатом.
Медицина, как народная, так и научная, была эффективна не только по причине профессионализма врачей.

Разнообразные средства оказывали благотворное действие и оттого, что использовались вкупе с размеренным, здоровым питанием и гигиеной, соблюдаемой во всех социальных слоях.

Многие европейские путешественники, посетившие Крым в XVII и XVIII веках, в один голос говорили, что крымские татары отличались несокрушимым здоровьем и были долгожителями, а еще, как отмечал Сумароков, среди них почти не было людей с физическими дефектами.

О том, что крымские татары были на редкость здоровым народом, столетием ранее писал и Эвлия Челеби. Османский путешественник несколько раз упоминал и имена искусных ученых-врачей.

К примеру, в середине XVII столетия в Кезлеве проживали известные в те времена лекари Алиша мурза и Давуд-агъа, их коллегами в Бахчисарае были Эбу Ахмед агъа, Алп Акай и ханский хирург Деде Масум.

Возможно, на физическом состоянии крымских татар ханского периода благотворно сказывалось общепризнанное спокойное и уравновешенное состояние души.

Источник: http://islam.in.ua/ru/istoriya/medicina-v-krymskom-hanstve

«Такая еда считалась поганой, и татары с отвращением смотрели на тех, кто ел грибы»

Генезис кухни татарского народа: история и современность. Часть 2

Три недели осталось до Нового года, и хозяйки уже задумываются, какие угощения поставить на праздничный стол. Вероятно, многие намерены готовить традиционные татарские блюда.

Казанский этнограф и колумнист «Реального времени» Дина Гатина-Шафикова продолжает знакомить читателей с эволюцией татарской кухни.

В сегодняшней колонке она рассказывает, как пьют татарский чай, потреблял ли народ грибы и когда на столе появились помидоры.

Важно!

Как сладкое лакомство, распространенным был мед в связи с тем, что татары издавна занимались сначала сбором дикого меда (бортничеством), а потом и пчеловодством.

Его подавали к чаю, использовали для приготовления напитков и как ингредиент — для изготовления выпечки.

Хотя, конечно, к началу ХХ века он стал вытесняться сахаром, который стал использоваться как отдельно, так и в качестве подсластителя в приготовлении еды.

К сладкому у татар особое отношение. Сухофрукты были практически всегда на столе, как и сладкая выпечка вместе с чаем, который был также горячо любим. Как было подмечено Н.И. Воробьевым, «наиболее широко распространенным напитком у татар всех классов является чай… особенно у крестьян, пьют часто и много.

Чай употребляется как байховый, так и кирпичный (низший сорт китайского чая, спрессованного в плитки, формой похожие на кирпичи, — прим. авт.). Бедные, кроме того, нередко употребляют суррогаты чая, к каковым относится: сушеная малина, смородинный лист, лист иван-чая и т. п.

Чай заваривается очень густо и пьется сильно горячим с примесью молока или чистый с медом и сахаром вприкуску. Чай является у татар первым угощением гостей».

К сладкому у татар особое отношение. Фото prokazan.ru

Грибы поганые и еда полезная

В целом к растениям у татар было положительное отношение. Зачастую травы (душица, малина, липовый цвет и пр.) и коренья применялись в народной медицине. Так, например, в статье от 1927 года «Пища казанских татар» описывается польза употребления зелени «для очищения желудка» и «изгнания червей», а также «для предотвращения ревматизма».

Несмотря на то, что соседние народы использовали в пищу грибы, татары к грибам относились скорее отрицательно, чем положительно. Как и ряд других авторов, Лилия Габдрафикова в статье, посвященной культуре питания городских татар в конце XIX — начале XX вв., указала на то, что «такая еда считалась поганой, и татары с отвращением смотрели на тех, кто ел грибы».

Совет!

В рассказе Гаяза Исхаки «Он еще был не женат» главный герой Шамси пробует блюда из грибов, приготовленные его русской сожительницей. Молодого человека одолевали противоречивые чувства: с одной стороны — очень вкусно, с другой — такая еда вроде бы запретна.

Собирать, консервировать и готовить грибы стали лишь во второй половине ХХ века, до этого же практически у всех татар не было принято употреблять данный продукт в пищу.

Диковинные томаты и соленые арбузы

Меньше всего в повседневном рационе татар присутствовали овощи. Наибольшее распространение ко второй половине XIX века получил картофель (как отдельное блюдо или как добавка к основному блюду), заменив собой репу.

Из других овощей — это тыква, огурцы, морковь, редька, капуста, лук, но все в малых количествах, чаще в виде начинок и приправ, а не как основная еда.

Такой продукт овощеводства, как огурцы, стал появляться на столах татарского населения лишь в начале ХХ века, а любимые нами сегодня помидоры были не знакомы татарам и в середине столетия.

Продукты подвергались и консервированию. Дыни, арбузы засаливали, капусту квасили. Тем не менее все это являлось заимствованием у соседних народов (финно-угорские, русские), проживающих рядом, а сами заготовки овощей впрок велись в небольших размерах, далеко не в каждом доме, и были скорее характерны уже для конца XIX — начала ХХ века.

Кухня состоятельного татарина и бедняка могла разительно отличаться разнообразием и количеством еды на столе. Подобные нюансы были описаны еще в середине XIX века К.Ф. Фуксом. Фото rusarchives.ru

Трапеза богатых и пища для простолюдинов

Однако необходимо учитывать, что кухня состоятельного татарина и бедняка могла разительно отличаться разнообразием и количеством еды на столе. Подобные нюансы были описаны еще в середине XIX века К.Ф. Фуксом: «Обыкновенно пища у богатых казанских татар состоит в следующем.

Утром рано пьют они чай и при этом едят маленькие сдобные пирожки с говядиной, называемые перемядж.

В полдень к обеду подают: 1) пельмени с говядиной и кислым молоком (казан-бикмясы); или плов, из суховаренного сарачинского пшена с изюмом; 2) круглый пирог, называемый балыш, с мясом и сарачинским пшеном; при чем подают соленые огурцы; 3) жареный гусь или утка с картофелем; 4) вареная говядина с хреном или с сырою кислою капустою; 5) урюк, сначала обданный варом, и прохлажденный (рык); 6) чай с маленькими сдобными пирожками, величиною с лесной орех, называемый Баурсак. В 6 часов вечера снова пьют чай со сливками и со сдобными пирожками, как и утром. Ужин состоит из пельменей и лапши.

Пища мещан и небогатых татар заключается в следующем. Утром они пьют чай с калачами; за обедом едят лапшу с говядиной или пельмени.

Пища татарских крестьян: утром ржаная мука, варенная в воде с солью (баламык или талкан); за обедом салма, состоящая из крошеного теста с бараньим жиром; а летом кислое молоко или каймак из гречневой муки в скоромном масле; вечером опять болтушка из ржаной муки. По праздникам – баранина. В праздник же, называемый Джин, и на свадебных пиршествах употребляют лошадиное мясо».

Возникает новая культура питания, где появляются продукты, не характерные для традиционной пищи татар (кофе, колбасы, новые и не знакомые ранее овощи и фрукты, европейские и фабричного производства сладости и пр.)

Новые времена, новые вкусы

Рубеж XIX—ХХ веков привнес много изменений, не только в социально-экономическом плане для татар, но также и в системе питания произошли значительные трансформации, что особенно коснулось городского населения.

Возникает новая культура питания, где появляются продукты, не характерные для традиционной пищи татар (кофе, колбасы, новые и не знакомые ранее овощи и фрукты, европейские и фабричного производства сладости и пр.). В сельской местности все больше развивается культура огородничества совместно с овощеводством.

Интересно, что именно в это время публикуются первые книги по татарской кулинарии. Первопроходцем стал Каюм Насыри, выпустивший «Иршад аль атбиха» («Наставление повару»), а издательством «Гасыр» была опубликована «Аш остасы» («Мастер кулинарии»).

Внимание!

ХХ век подарил различные технологичные новшества. Появление плиты привело к возникновению новых блюд, и прежде всего жареных. Пропала потребность в традиционных печах и вмазанных котлах, что, соответственно, стало основой для изменений в приготовлении еды. В городах пища становилась более стандартизированной, упрощалась, все больше использовалось полуфабрикатов.

Однако, как и в наши дни, оплотом сохранения традиций, оставалась деревня. И в конце 1950-х годов в свет вышла, можно сказать, настольная книга татарских женщин по кулинарии Ю.А. Ахметзянова «Татар халык ашлары» («Татарские блюда») на русском и татарском языках, которая впоследствии не раз переиздавалась.

Автор данного издания работал совместно с этнографами, выезжал в деревни, собирая материал.

В 2015 году вышла переизданная книга Каюма Насыри «Наставления повару», что говорит о потребности общества в традиционных рецептах. Фото Диляры Ахметзяновой

Сегодня, в начале XXI века, уже нет таких проблем, какие были в начале ХХ века, как например, описанных в газете «Баянель-хак» от 1909 года в заметке о том, что «татарские юноши презирают татарских девушек… за их неумение готовить европейские блюда».

В 2015 году вышла переизданная книга Каюма Насыри «Наставления повару», что говорит о потребности общества в традиционных рецептах.

В наши дни, несмотря на быстрый ритм жизни, становится важным сохранить свою культуру, которая состоит из множества частей, таких, как традиции и обычаи, а также такого элемента повседневного быта, как еда.

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Источник: https://RealnoeVremya.ru/articles/50301

Корень аира как действенное средство от курения

Помогает ли корень аира от курения? Этот вопрос интересует тех людей, которые уже давно хотят бросить пагубную привычку, но не знают, с чего начать. В современном обществе идет активная пропаганда против курения, но она не всегда помогает людям. Прежде чем искать какое-либо средство, надо действительно захотеть бросить курить. Только такой подход поможет добиться желаемой цели.

Как корневище аира помогает бороться с зависимостью? Какие особенности можно обозначить? О чем должен помнить пациент?

Татарская трава в народной медицине

Аир — растение, имеющее индийские корни. Сегодня это лекарство называют «татарской травой», «татарским зельем» и т.д. Такие названия были получены неслучайно, поскольку широкому распространению растения способствовали татарские кочевники. Они использовали аир для обеззараживания воды во время своих походов.

На сегодняшний день «татарская трава» активно используется в народной медицине. Были получены положительные отзывы, поскольку растение имеет широкий спектр действий:

  • тонизирующее;
  • сосудорасширяющее;
  • спазмолитическое;
  • кровоостанавливающее и др.

Лечебные свойства корневища исследовались на протяжении долгих лет. На сегодняшний день многие врачи назначают натуральное средство вместо хорошо разрекламированных аптечных препаратов. Его действие против курения обеспечивает эффективную борьбу с токсинами и патогенной флорой.

Как можно использовать

Можно выделить несколько вариантов использования «татарской травы», и каждый из них имеет свои особенности. Народная медицина предлагает простейшие рецепты, один из которых — жевание небольшого куска корневища. Можно использовать как свежее, так и сушеное сырье. После непродолжительного пережевывания слюну следует проглотить.

Этот рецепт надо использовать в тех случаях, когда появляется острое желание покурить. Главное преимущество аира перед традиционными препаратами — отсутствие воздействия на мозг. В корне растения содержатся активные вещества, которые всасываются слизистой. В результате простых манипуляций против курения удается добиться отвращения к табаку.

Такая простая методика помогает выработать отвращение к табачной продукции и снизить неприятные ощущения во время отказа от никотина. Как показывают отзывы пациентов, курение после употребления аира приводит только к рвоте. Многие специалисты считают, что полное выздоровление наступает в течение 10-14 дней. В любом случае все будет зависеть от желания самого пациента.

Можно приготовить простой настой из аира и мяты. Для этого потребуются следующие компоненты:

  • 1 ч. л. измельченного корня аира;
  • 2 ч. л. перечной мяты.

Сухие компоненты смешиваются и заливаются 200 мл кипятка. Полученную смесь надо настаивать на протяжении 1-2 часов. Принимать при остром желании покурить.

Были получены однозначные отзывы, согласно которым уже никто больше не хотел курить после применения подобного метода.

Показатели результативности

На протяжении многих лет корень аира считался одним из наиболее эффективных средств в борьбе с табачной зависимостью. Положительный результат может быть достигнут только в случае позитивного настроя относительно представленной ситуации.

На следующем этапе надо рассчитывать только на собственное желание и силу воли. Результат будет только тогда, когда сигареты станут противны.

Также следует принять во внимание, что положительная динамика наблюдается на первоначальных этапах развития зависимости. Чем дольше человек злоупотребляет никотином, тем сложнее будет ему в дальнейшем. В таком случае надо будет прибегнуть к комплексному подходу.

Важно!

Пациенты должны понимать, что аир не панацея, исцеляющая от зависимости. Растительное средство может нанести вред, поэтому перед началом использования надо обратиться за помощью к лечащему врачу. «Татарская трава» противопоказана беременным пациенткам, наибольший риск представляет употребление в первые три месяца. Аир может только усилить токсикоз, ухудшая клиническую картину.

Источник: http://NeKuru.com/narmed/koren-aira-ot-kureniya.html